Фото: Инспекция Тульской  области по государственной охране объектов культурного наследия.

Заброшенное историческое здание на улице Бундурина – бывшая усадьба некогда известнейшего в нашем городе юриста Бориса Осиповича Гольденблата. По информации «Тульских новостей» в ней второй раз вспыхнул пожар. Издание ссылается на данные регионального Управления МЧС. В результате пожара полностью выгорели два помещения общей площадью 120 квадратных метров.

В январе 1910 года Лев Николаевич Толстой был в суде, на котором рассматривалось нападение яснополянских крестьян на почтальона. В качестве защитника писатель пригласил Бориса Осиповича Гольденблата. Подсудимым грозила каторга, но адвокату удалось свести дело к «простому буйству». После суда Лев Николаевич выразил Гольденблату благодарность: «Спасибо, очарован ваше речью; помогли по-братски». Отметим, присутствие Толстого в суде настолько стесняло должностных лиц, что товарищ прокурора был вынужден предостерегать «от желания сделать приятное великому писателю земли русской». Гольденблат отвечал ему так: «Великий писатель тем и велик, и дорог нам, что он так трепетно, так молитвенно ищет правды». 

Усадьбу на Старо-Дворянской улице Гольденблат приобрел в 1897 году, а через пять рядом с деревянным был построен кирпичный доходный дом. Часть помещений занимало Тульское губернское акцизное управление. Также в доме были квартиры, которые хозяин сдавал. В 1918 году усадьбу изъяли в городскую собственность. Борису Осиповичу выделили квартиру в его же доходном доме – благо он был назначен губернским комиссаром юстиции. Впоследствии Гольденблату нашлось место в советской адвокатуре.

В 2017 году «Доходный дом Б.И. Гольденблата» был включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия. В сентябре 2019 года вышел приказ инспекции Тульской области по охране ОКН, утверждающий границы территории памятника. В это время дома №25 и 25а по ул. Бундурина еще были жилыми, но уже началось расселение. В апреле 2020-го вспыхнул первый пожар. Деревянный дом Гольденблата сгорел, а доходный пострадал, но выстоял.