Писатель Павел Басинский привез в Ясную Поляну свою новую книгу «Алиса в русском зазеркалье. Последняя императрица России: взгляд из современности». Как и «Соня, уйди», посвященная Софье Андреевне Толстой, она написана в соавторстве с прозаиком Екатериной Барбанягой. Встреча с писателями состоялась в рамках IV Летней школы для учителей русского языка и литературы в Ясной Поляне.
В первую очередь речь шла о модном жанре нон-фикшн.
- Много лет работая в этом жанре не уверен, что могу дать его однозначное определение, но попробую рассказать, как я в него входил, - начал встречу Павел Басинский. - Моя первая книга, биография Алексея Максимовича Горького для серии ЖЗЛ, вышла в 2005 году. Через пять лет я взялся за биографию Льва Николаевича Толстого. Когда она увидела свет, многие говорили, что книга читается как роман. Я недоумевал и возражал: роман – это вымышленная история, а здесь все основано на документах. Но задумался… И в книге о Лизе Дьяконовой рискнул дать подзаголовок «Невымышленный роман». Тогда же стал разбираться в понятии нон-фикшн и решать для себя, можно ли его заменить словосочетанием «документальная проза»? В итоге пришел к выводу, что «не вымысел», а именно так переводится «нон-фикн», все же ближе к тому, что я делаю. Для меня это кардинальное отличие жанра от всех остальных.
Наследием Льва Николаевича Толстого автор занимается с 2010 года. Исторические документы, по словам Павла Басинского, обладают невероятной притягательной силой. Они дают повод к размышлениям и даже провоцируют расследования. Так родилась «Подлинная история Анны Карениной». В книге автор собрал факты, воспоминания и обратил внимание на цитаты, позволившие увидеть разные аспекты и причины трагедии.
После выхода нескольких книг о Толстом Павла Басинского не раз уговаривали написать о Софье Андреевне, однако он неизменно отказывался. «Побаивался», - шутит автор. На самом же деле считал, что о женщине по-настоящему глубоко может судить только женщина. Павел Басинский занялся судьбой Софьи Андреевны только тогда, когда нашел достойного собеседника. В роли визави выступила молодая писательница Екатерина Барбаняга. Результатом их диалогов и стала книга «Соня, уйди».
Инициатором написания «Алисы в русском зазеркалье» выступила Екатерина Барбаняга.
- Императрица Александра Федоровна – героиня моего детства, - признается писательница.
Екатерина училась в Школе народного искусства императрицы Александры Федоровны. Возрожденное учреждение открылось в 1992 году. «В процессе обучения мы уделяли много внимания биографии императрицы. С тех пор прошло 15 лет, но я ловила себя на мысли, что все время обращаюсь в ее судьбе. Что это была за женщина? О чем она думала? Что чувствовала? Чем болела? Когда мы стали входить в ее биографию, то начала открываться тема ее глубокого одиночества. Если Софья Андреевна мне была близка и по-женски, я ее понимала, могла объяснить, то здесь подобный прием оказался невозможен», - рассказывает Екатерина.
В итоге на свет появился роман-диалог о женщине, которая испытала много страшного и жестокого, но при этом до самого конца оставалась благородным человеком. Любил ли её народ? Народ любит своих царей и цариц, пока не начинается смута. А потом, как показала история, он их ненавидит.
Беседа с Павлом Басинским и Екатериной Барбанягой завершилась автограф-сессией. Многие учителя пришли на встречу с их книгами. Документальные свидетельства, приведенные авторами, интересные факты призваны показать широкому читателю русскую историю и литературу в новом свете.