Сейчас многие месяцами ничего не пишут от руки. Разве что на почте заполняют паспортные данные. Даже вместо подписи появилась возможность использования отпечатка пальца. Этот процесс не является порождением ХХ – XXI веков. Его запустил первый печатный станок, но именно в наши дни люди стали чувствовать, что им чего-то не хватает.
Заполняя пустоту, в кафе стали использовать доски, на которых меню написано вручную мелом. В свадебной индустрии в моду вошли авторские карточки рассадки с именами гостей. В бурном потоке жизни современного мегаполиса все больше людей стало стремится прикоснуться к миру, полному мудрости, гармонии и красоты.
Еще несколько лет назад с каллиграфией связывали только иероглифы. Но кандидат филологических наук Андрей Санников изначально сосредоточился на древнерусской письменности. В Ясной Поляне исследователь провел занятие в рамках IV Летней школы для учителей русского языка и литературы.
Андрей Санников - выпускник филологического факультета МГУ, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, основатель и соруководитель Школы Исторической Каллиграфии в Москве. Является одним из ведущих специалистов по древнерусскому письму. К каллиграфии обратился в процессе изучения рукописей. «Исследую историю письма с пером в руках», - говорит о себе ученый.
- Любой современный шрифт имеет исторические корни, - уверен Андрей Санников. - Удивительно и отрадно, что как бы люди не креативили в отношении художественного письма, они подсознанием привязаны к историческим «рельсам». История всегда въедается в буквы.
Гусиные и тростниковые перья не используются уже несколько веков, но память о них по сей день сохранена в большинстве современных шрифтов. Присмотритесь к повсеместно используемому Times New Roman: одни «палочки» толще, другие – тоненькие. Это привет из прошлого, напоминание о природной пластике инструмента для ручного письма. Натуральные перья невозможно сделать идеально острыми, и писать всегда приходилось «лопаточкой». При поворотах инструмента линии получались разной толщины, и современные буквы их «помнят». Кстати, если бы большинство людей было левшами, то литеры тоже выглядели бы иначе.
- Как человеку, одержимому своим делом, мне искренне непонятно, почему в школах нет занятий по каллиграфии. Современные прописи вызывают у меня много вопросов. Все идет к тому, что школьники пишут все меньше и меньше. Объективно, компьютерная печать легче и быстрее, но именно перьями была создана вся великая русская классическая литература, - подчеркивает Андрей Санников.
Гусиными перьями писали и в Древнем Риме, и в средневековой Европе, и в России до середины XIX века. В яснополянской школе их взяли в руки учителя-словесники и словно первоклассники стали выводить буквы.
***
IV Летняя школа для учителей русского языка и литературы является совместным проектом музея-усадьбы «Ясная Поляна» и ассоциации «Гильдия словесников», который реализуется при содействии Фонда поддержки Национальной премии «Гражданская инициатива» и Корпоративного университета московского образования.
В этом году программа Школы составлена максимально разнообразно: лекции, обсуждения, круглые столы, интерактивы, необычные мастер-классы. Так, с приемами театральной педагогики при изучении литературных текстов учителей познакомил актер Московского областного государственного театра юного зрителя Валерий Кукушкин.
- Театральная педагогика - это не постановка спектаклей с детьми. Речь идет о театральных приемах, которые помогают выстроить урок. Технология развивает взаимодействие и помогает внутренне включить ученика в литературный текст. Школьник перестает быть слушателем и превращается в активного участника урока, каким является актер в театре. В этом смысле оказывается, что театральная педагогика становится ядром современного преподавания, - поясняет председатель Гильдии словесников Антон Скулачев. - Театральные приемы – часть педагогики искусства.
Ранее мы рассказывали о встрече педагогов с лингвистом Максимом Кронгаузом. Автор сотен научных статей, монографий и учебников уверен, что «русский язык сейчас находится в стадии необычайного расцвета».
Работа IV Летней школы для учителей русского языка и литературы завершится 30 июля. Насколько оправдались ожидания ее участников? Узнаем буквально завтра.