Современная речь жителей России, со всеми ее жаргонизмами и заимствованиями, может быть не только поводом для критики, но и объектом пристального изучения. Это сумел доказать знаменитый лингвист Максим Кронгауз. Лекцию «Без нормы тоже норм» ученый прочитал в рамках IV Летней школы для учителей русского языка и литературы в Ясной Поляне.
Максим Анисимович Кронгауз - доктор филологических наук, профессор РГГУ и НИУ ВШЭ, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ. Много времени уделяет изучению и популяризации родного языка. Автор сотен научных статей, монографий и учебников уверен, что «русский язык сейчас находится в стадии необычайного расцвета. И причина этого как раз в появлении множества новых вариантов». Чем больше свободы, тем лучше русский язык себя чувствует, развиваясь и предоставля множество новых возможностей для самовыражения.
Общаясь с учителями-словесниками, специалист «позволил себе легкую шалость», включив в название лекции жаргонизм. «Словечко «норм» оказалось чрезвычайно востребовано. Довольно быстро оно перепрыгнуло из молодежного сленга в общеупотребительное пространство и активно используется», - поясняет свой посыл Максим Анисимович.
Эпиграфом встречи стал стишок-порошок - образец поэтического интернет-жанра.
Спустись в каюту, Айвазовский!
Кричат матросы: скоро шторм!
Но отвечает живописец:
- Мне норм.
Получается, что плохо для обычных людей, то для художника-мариниста является самым подходящим, нормальным.
Так, что же такое языковая норма? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос? По определению, языковая норма - это исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Иными словами, норма имеет свойство все время меняться. Задача лингвиста понять и отследить этот процесс.
В качестве курьезного примера лектор привел исторический анекдот, случившийся в середине ХХ века.
Десять лет, с 1958-го по 1968 год Институт русского языка АН СССР возглавлял основоположник крупнейшей научной школы в языкознании Виктор Владимирович Виноградов. В то время учреждение славилось своей телефонной службой. Каждый человек мог позвонить в институт и спросить: «Как правильно говорить»?
Просветительскую миссию лингвисты несли поочередно. Однажды директор института тоже решил сблизиться с народом и вышел на телефонное дежурство. Сотрудники его отговаривали, но Виноградов настоял на своем. Закончив работу, он остался чрезвычайно доволен общением. Эпизод прошел бы незамеченным, но на следующий день на институт обрушился шквал возмущенных жалоб и требований убрать того «идиота», который вчера сидел на телефоне. Вместо того, чтобы четко отвечать на вопрос, Виноградов рассуждал и знакомил людей с разными языковыми особенностями. Что, разумеется, не удовлетворяло обывателей.
Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём, хоть в нашей стране и были подобные попытки. На разных уровнях ведется множество дискуссий на тему допустимости ряда слов и выражений…
К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков. Но даже здесь не все однозначно. Ведь мы имеем образцы только письменного языка, который всегда имел различия с разговорным. Нам неизвестно, как литераторы общались в своих повседневных беседах.
Также источниками «нормы» считаются публикации в СМИ и данные лингвистических исследований. Причем, последние, как выяснилось выше, крайне редко дают однозначный ответ о правильности.
В таких непростых, зачастую противоречивых условиях преподаватели русского языка и литературы работают ежедневно и прививают подрастающему поколению любовь к «великому и могучему», умение правильного и бережного его использования. Программа Летней школы для учителей-словесников направлена на обмен опытом, расширение педагогического арсенала, выработку новых методов и подходов к общению с учащимися. Проект реализуют музей-усадьба «Ясная Поляна» и ассоциация «Гильдия словесников» при содействии Фонда поддержки Национальной премии «Гражданская инициатива» и Корпоративного университета московского образования.