Фото: На балконе. Елена Киселева. 1910
Из фондов Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в Тулу привезли 30 живописных и графических работ. С сегодняшнего дня они представлены в Тульском музее изобразительных искусств. На выставке «Русское искусство XIX века» показаны произведения знаменитых художников – Антропова, Тропинина, Варнека, Бруни, Крамского, Боголюбова, Киселевой, Васнецова и других мастеров этого периода.
В экспозицию вошли портреты, пейзажи и жанровые композиции известнейших художников второй половины XVIII – начала XX веков. Выставка удивительно многообразна и по количеству представленных мастеров, и по многообразию художественных стилей разных эпох, отражающих изменения отечественной художественной жизни, особенно портретной. Во время посещения экспозиции можно увидеть, как менялся портрет в течение этого периода – от парадного до лирического и психологического.
Новые веяния в светском искусстве России после реформ Петра I отразились в детском портрете великого князя Павла Петровича, будущего российского императора Павла I, кисти одного из самых значительных художников XVIII столетия Алексея Антропова. Блестящим продолжателем традиций портретного жанра стал Василий Тропинин, работа которого «Неизвестный в черном сюртуке» уже давно занимает почетное место в постоянной экспозиции воронежского музея.
Ярким событием второй половины художественной жизни XIX века стало появление Товарищества передвижных художественных выставок. Влияние, оказанное на русскую общественность деятельностью товарищества, невозможно переоценить. Некоторые живописные и графические работы одного из основателей ТПХВ Ивана Крамского в начале XX века были переданы в Воронеж семьей художника. Внимание к индивидуальности модели, почти фотографическая точность в изображении, характерность и эмоциональность – черты, присущие портретам кисти Ивана Крамского.
Изменения, произошедшие в художественной жизни после 1917 года, получили свое отражение в работах Константина Юона и Георгия Ряжского. Героями картин теперь становятся люди новой советской интеллигенции, дети Октябрьской революции, которые сами строят свое будущее, не оглядываясь в прошлое.
Визитной карточкой Воронежского музея является уникальная коллекция творчества Елены Киселёвой – любимой ученицы Ильи Репина. Особое место в ее творческом наследии занимают женские портреты. Художнице удавалось мастерски передать психологическое состояние своих моделей, создать вокруг них историю, отражающую их жизненный путь. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселевой эксперты и историки считают 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса. Критики были благосклонны, отмечая в ее работах соединение классической школы и постимпрессионизма. Елене Киселёвой удалось не только запечатлеть живой облик своих современниц, но и погрузить зрителя в атмосферу своего времени. В 2017 году воронежцы представляли работы Елены Киселевой в Музее Русского импрессионизма.
Коллекция Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского занимает особняк 70-х годов XVIII века. Это единственное здание дворцового типа в городе, построенное в стиле барокко. За особняком закрепилось название «Воронежский дворец». Музей ведет свою историю с 1933 года. В настоящее время в его фондах насчитывается более 20 тыс. единиц хранения.
Для Тулы выставка из Воронежа стала второй в рамках нацпроекта «Культура». Напомним, весной туляков знакомили с русской иконой и деревянной скульптурой в православном храме XVIII - XIX веков из фондов Калужского музея изобразительных искусств.
С воронежцами Тульское музейное объединение сотрудничает не первый раз. Портрет графини Александры Алексеевны Бобринской (урожденной Писаревой), созданный Иваном Николаевичем Крамским в 1872 году, в апреле-мае текущего года был показан на выставке «Вокруг Бобринских» в Богородицке.