Там, где в почве много глины, трудно выращивать урожай, поэтому жители вынуждены искать другие способы пропитания. Один из них – гончарное ремесло. Мужчины лепят посуду, делают печные трубы, а из остатков материала женщины мастерят игрушки для своих деток.
В шестой раз на родине филимоновской игрушки в Тульской области прошел фестиваль «Сказки деда Филимона». Обычно он проводится раз в два года, но в этот раз из-за пандемии ждать пришлось дольше. И вот, 16 июля 2022 года в чудесный солнечный день центральная улица поселка Одоева вновь наполнилась яркими красками.
По словам заместителя председателя правительства Тульской области Ольги Гремяковой «Сказки деда Филимона» занимают важное место в событийной повестке региона и привлекает туристов со всей страны. С каждым годом фестиваль становится шире и красочнее. Его география все время расширяется, а в Год культурного наследия народов России фестиваль обрел еще большую весомость. В этом году он получил грантовую поддержку из средств бюджета Тульской области.
Директор фестиваля Сергей Кузнецов поблагодарил мастеров, которые создают изумительные произведения искусства и поддерживают событие своим участием. На самом деле такое сотрудничество дорогого стоит. Все вокруг радостно засвистело и загремело, - это собрались более сотни мастеров-керамистов из 20 регионов России.
Традиционная хлудневская игрушка родом из Калужской области. Промыслу больше 200 лет. Основной белый тон дает глина. Готовая форма раскрашивается четырьмя цветами, каждый из которых имеет свой смысл: красный - символ огня; зеленый – возрождение жизни; желтый – солнце; синий – воздух.
Не первый раз в Тульскую область приехала Народный мастер РФ Татьяна Полубинская. Лепкой глиняной игрушки она занимается с 1994 года.
- Главное отличие хлудневской игрушки в мотиве «дерево жизни». Это собирательный образ природы, дающей силы всему обитающему на земле. В нем отражена гармония растений, животных и человека. – рассказывает мастер. - Наполнение может быть самым разным. Вот наверху устроилась чаровница - баба с чаркой, которая поливает на землю дождь. Ниже – птицы в гнездах, белки с орешками. У корней – медведь сидит, да на гармошке играет. Многие игрушки лепим по русским народным сказкам: «сидит белка на тележке, продает она орешки, кому в платок, кому в зобок, кому в лапотку».
Но главное условие рождения на свет хлудневской игрушки в том, что она лепится с большой любовью. Ведь все они предназначаются для деток. Хлудневские игрушки – не просто декорация. Крупные изделия лепятся на конусе, в который закладываются глиняные шарики. Так получается погремушка. А маленькие игрушки становятся звонкими свистульками.
Скопин - один из самых ярких художественных центров России находится в Рязанском регионе. Его представляет Народный художник РФ, почётный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Татьяна Лощинина.
На Скопинской фабрике художественной керамики мастер начала работу в 1983 году. Понятие «традиция» было воспринято ею не как указание на незыблемое повторение, а как живой творческий процесс, подверженный влиянию времени. Сегодня работы Татьяны Лощининой получили широкое признание и хранятся в тридцати двух музеях нашей страны.
- Начнем с того, что на нашей скопинской земле керамикой занимаются с покон веков. Археологи датируют первые находки эпохой неолита. Люди всегда пытались приспособить глину к своему быту. Официально же промысел исчисляется с 1640 года, когда в переписи населения появилось первое имя гончара — Демки Киреева, сына Бердникова, - отвечает Татьяна Лощинина на вопрос об истории промысла.
Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич. Сложные фантазийные фигуры появились лишь в середине XIX века. Видимо гончаров было так много, что конкуренция вынудила их к созданию уникальных, невиданных ранее образов.
В советское время промыслу повезло - он не прерывался. После революции работали артели, частные мастерские. В военное время, конечно, пришлось туго. Но традицию удалось сохранить. В в 50-60-е годы подключились научные работники Института народно-художественных промыслов. Гончарная традиция вновь стала развиваться и получила новое дыхание. В Скопин потянулась талантливая молодежь.
Несмотря на то, что сегодняшние скопинские изделия воспринимаются более как интерьерная декорация, все они вполне рабочие. А увеличению размеров способствовала современная выставочная деятельность. Мастера хотели, чтоб их работы выглядели эффектно и презентабельно.
Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой Липецкой области. Она появилась раньше областного центра, а ее название отсылает к царской династии.
Город-крепость Романов был основан в 1614 году боярином Иваном Никитичем Романовым. Быстро увеличившееся население способствовало расцвету этих мест. Гончары делали до 70 видов посуды и 100 образов игрушки. В архивных документах 1902 года есть запись о том, что «в Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ». Причем игрушечный помысел считался более престижным. К тем временам относится фраза: «мы горшками рук не марали». С годами город был преобразован в село с названием Ленино. Игрушку перестали лепить на продажу в середине ХХ века.
Народный мастер РФ Волокитина Ольга занимается возрождением традиционной романовской игрушкой более 15 лет.
- Мы работаем по трем направлениям. Первое – археология. Случайные находки осколков керамики по сей день встречаются на территории бывшего города Романова. Второе направление – изучение образов конца XIX – начала XX веков. По большей части речь идет об игрушках семьи Митиных, которые хранятся в музеях. Третья сфера нашей деятельности – развитие живых мотивов потомственного мастера Ивана Федоровича Гункина. Все три направления мы представляем на фестивале, - поясняет представительница липецкого Центра романовской игрушки.
Карачунскую игрушку из Воронежской области привезла народный мастер Галина Котельникова.
В XIX веке жители села Карачун под Рамонью целыми семьями занимались гончарным промыслом. Чего только не производили из местного сырья, снабжая своей продукцией воронежские, задонские и елецкие рынки. А детвору радовали свистульками, погремушками, глиняными лошадками и барынями.
Конечно, игрушки Галины Котельниковой отличаются от тех, что делали в более ста лет назад. Оно и понятно. Промысел живет, развивается. В художественный облик мастер привнесла много интересного и самобытного.
Одним из очагов народного творчества в Орловской области стала деревня Плешково Ливенского района. Из-за скудности земли среди густого леса образовалась «плешь». Она дала название возникшему поблизости поселению. Однако со временем оказалось, что именно в «плеши» и скрыто главное богатство этой земли.
По словам мастера Татьяны Филатовой, глиняная игрушка из деревни Плешково Ливенского района Орловской области известна примерно с XVII века. Для ее изготовления используется особая местная глина. Изначально она серая. Найти правильную глину непросто из-за глубокого залегания. Но если повезет, то можно создать настоящее чудо. При обжиге плешковская глина становится нежно розовой с блестками. Веселыми искорками на солнышке играют вкрапления слюды. Такой глины больше нет нигде в мире!
Украшают плешковскую игрушку старинным методом. В качестве красителей используют сок лопуха и тёртый кирпич. Поэтому основные цвета – зеленый и оранжево-терракотовый.
Тульские мастера три года без дела не сидели
«Жила была девочка Оля. Была она фантазеркой», - так начинается книга Народного мастера России Ольги Андреевой «Гончарное искусство тульского края. Глина в сказке, глина в были», изданная в этом году. На протяжении многих лет Ольга занимается исследованиями тульской городской игрушки, разработала методическое пособие по лепке и росписи. Тульская игрушка удивительна. Она была не только игровой для детской забавы, как, например, свистульки (о них можно прочитать у Глеба Успенского в «Нравах Растеряевой улицы»), но гораздо чаще игрушка предназначалась для любования. Ставили ее и на комоды для украшения жилища, и в оконные проемы. И в наши дни Тульская городская игрушка привлекает внимание изящностью и декоративностью.
Филимоновские игрушки за три года стали еще солнечней и звонче. По яркости росписи здешним «потешкам» на фестивале равных не было. Искусство филимоновской игрушки возрождается с 1980-х годов. И сегодня по всей стране дети любят свистящие глиняные фигурки. История промысла подробно рассказана в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве.
Редкий фестиваль в Тульской области обходится без участия колоритного мастера Виктора Потапова из Богородицка. Талант художника позволяет ему постоянно вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чутью и вкусу. В этот раз Виктор Потапов удивил всех своими новыми куклами «с секретом».
Самый молодой тульский керамический промысел – яснополянская игрушка. Это сувенирное направление работы музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого. За основу художественного стиля мастера взяли роспись ангобами - разноцветными глинами, с гравировочной разживкой. Их цель передать в керамике светлый поэтический образ Ясной Поляны.
Региональный библиотечно-информационный комплекс и Одоевская межпоселенческая библиотечная система представили на фестивале тематические издания из своих собраний. Как новые, так и книги 70-х годов, рассказывающие о народных глиняных игрушках.
Семейный праздник
Мастера-керамисты на фестивале не только «сказки» рассказывают, но и проводят занятия. Поэтому многие гости приехали в Одоев с детьми. В ходе мастер-классов, всегда можно обрести новые для себя умения. А для кого-то они станут определяющими в жизни. Также в рамках фестиваля прошел конкурс детских рисунков на асфальте «Филимоновская сказка». Юные дарования изобразили мелом приглянувшиеся им образы народной игрушки.
Древняя одоевская земля богата историей и традициями. Соборная гора, усадьба Мирковичей, Анастасов монастырь… Теперь к этим достопримечательностям добавился и фестиваль «Сказки деда Филимона», который очередной раз приоткрыл сокровищницу самобытного разнообразия нашей страны.