Фото: Богородицкий дворец-музей и парк
В Богородицком дворце после реставрации вновь открылась смотровая площадка. Город с нее – как на ладони.
Радиально-лучевая планировка Богородицка напоминает распахнутый веер. Есть легенда, что Екатерина Вторая, будучи во дворце, уронила веер. Аксессуар упал перед ней в раскрытом виде. И Екатерина распорядилась построить город аналогичным образом – расходящимися веером улицами. Веерная планировка в те времена была достаточно популярна для городов, стоящих на берегу рек. И точно такую же легенду можно услышать в Костроме.
Более правдоподобную историю создания плана Богородицка узнаем из записок Андрея Тимофеевича Болотова:
«Когда же дело дошло до прожектирования плана городу, то хотя был он ( прим. ред. - губернатор Муромцев) и сам хорошим геометром и инженером, но, усевшись на другой день во дворце за стол и посадя подле себя меня, сказал мне: «Сем-ка, братец Андрей Тимофеевич, сообща потрудимся и подумаем о том, как бы нам получше расположить будущий город».— «Очень хорошо»,— сказал я, и стал ему преподавать мысли, какие я давно уже имел по сему предмету.
Мысли сии показались ему так хороши и так полюбились, что он ни с другого слова, схватя циркуль и карандаш и вручая мне, сказал: «Возьми-ка, друг сердечной, и садись-ка на моем месте; вижу я, что ты меня искуснее и более к таким делам имеешь и способности, и вкуса. Начеркай-ка план, как тебе самому заблагорассудится».
Что мне было тогда делать! Принужден я был его желание исполнить, и в несколько минут действительно начертил самый тот план, по которому сей город впоследствии времени построен, ибо прожект мой не только полюбился тогда губернатору, но расхвален и самим наместником, а потом был так счастлив, что удостоился апробован и утвержден быть и самою императрицею, без малейшей перемены, и она так им была довольна, что сравнивала его с сущим цветником и повелела точно таким образом город расположить и сохранить даже самые прожектированные мною названия главнейших его улиц, стекающихся со всех сторон ко дворцу за прудом, который употребил я средоточием всему его расположению; и мысль моя, чтоб назвать их но именам здравствующей тогда императорской фамилии, чтоб самую главную улицу назвать Екатерининскою, а прочие Павловскою, Мариинскою, Александровсклю и Константиновскою – была ей в особенности угодна.
Итак, что Богородицк построен и расположен таким образом, каков он ныне, тому случилось быть причиною мне собственно, и я первый подал к тому мысли и план сделал».