Стараниями Петра I жизнь России пошла по новому пути. В первую очередь вспоминаются промышленный технический прорыв, военная реформа, социальные изменения. Первым русским музеем считают Кунсткамеру, которую Петр Алексеевич Романов основал в 1714 году, а еще через 10 лет сенат утвердил петровский Указ, положивший начало коллекции Тульского государственного музея оружия. И совершенно особое место занимает влияние первого Императора Всероссийского на развитие отечественного живописного искусства.

В преддверии 350-летия со дня рождения Петра Великого в Тульском музее изобразительных искусств открылся зал «Романовы», где вниманию посетителей представлены произведения, дающие возможность говорить о живописи петровского времени и проследить развитие портретного жанра.

Подробности рассказывает заведующая отделом западноевропейского и русского искусства Тульского музея изобразительных искусств Елена Оленич. Встреча с ней состоялась в рамках проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле», который реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области.

- Почему искусство петровского времени в первую очередь представлено портретами?

- XVIII столетие называют «золотым веком» русского портрета. Это одна из страниц истории русского искусства, которой гордится наша страна. Нигде в мире художники не достигали совершенства за столь короткий промежуток времени. Всего за несколько десятилетий они поднялись от писания иконных образов до психологизма Рокотова, живописного блеска Левицкого, сентиментализма и тонкого индивидуализма портретов Боровиковского. Европа к этому шла несколько веков, а русские художники постигли невероятно стремительными темпами. И в рамках зала «Романовы» мы может наблюдать это уникальное явление.

- Высокие темпы преобразований были вполне в духе Петра Первого.

- Действительно многое идет от личности самого Петра - жадного для самых разных знаний и новшеств. Однако его неистовая любознательность вряд ли могла возникнуть из ниоткуда. Она неразрывно связана с Эпохой Просвещения в европейской культуре. С одной стороны, Великое посольство Петра состоялось в удачное для знакомства с достижениями время, а с другой, его интерес к познанию мира, изучению наук, освоению ремесел был заложен буквально на генетическом уровне.

Все идёт из семьи

- Неужели искусство дает нам возможность проникнуть в истоки личностных качеств Петра?

- Его матушка Наталья Кирилловна Нарышкина и отец Алексей Михайлович Романов, их портреты представлены у нас в экспозиции, были очень прогрессивными людьми своего времени.

Алексей Михайлович Тишайший имел прекрасное образование. Причем, не только религиозное, обязательное для царствующей персоны. Он знал иностранные языки, много читал, музицировал, любил искусство, и именно Алексей Михайлович одним из первых в России облачился в европейское платье.

Наталья Кирилловна воспитывалась в доме одного из первых «западников» боярина Артамона Матвеева, где получила редкое в то время светское развитие. Она изучала литературу, историю, поэзию, математику, иностранные языки, правила этикета.

Курляндский путешественник Яков Рейтенфельс писал: «Нынешняя царица Наталья, хотя отечественные обычаи сохраняет ненарушимо, однакож, будучи одарена сильным умом и характером возвышенным, не стесняет себя мелочами и ведет жизнь несколько свободнее и веселее. Мы два раза видели ее в Москве, когда она была еще девицею. Русские так привыкли к скромному образу жизни своих государынь, что, когда нынешняя царица, проезжая первый раз посреди народа, несколько открыла окно кареты, они не могли надивиться такому смелому поступку».

Показательный и важный момент в том, что существовала почва, на которой взрос Петр Великий - уникальный правитель с неуемной жаждой познания и преобразований.

Петр пришел к власти, когда в Оружейной палате Московского кремля среди царских изографов уже было разделение на живописцев и иконописцев. Знаменитый Симон Ушаков, руководивший иконописной мастерской, предпринимал попытки сделать изображение реалистичным, передать «живство», уйти от отстраненно плоскостного канонического лика, и получал нарекания за «фряжскую» манеру в Спасах Нерукотворных. В живописной мастерской тем временем начинали писать парсуны - вид ранней русской портретной живописи.

Поездки Петра в Европу, в особенности вторая, пробудили в нем интерес к искусству и, в том числе, к «персонных дел мастерству».

- Портретная галерея зала «Романовы» начинается с изображений родителей Петра. Как они оказались в музейной коллекции и чем примечательны?

- Обе картины поступили в музей из усадьбы Алексея Хомякова. Эти работы еще напоминают нам об иконной плоскостности письма, но бесспорно – перед нами уже портреты конкретных людей.

Обе копии выполнены в конце XVII века с работ мастеров Оружейной палаты. Оригинал портрета Алексея Михайловича хранится в коллекции ГИМа. Существует версия, что его писал сам Симон Ушаков. Да, у нас меньше пышности в наряде (это поясное изображение, а не поколенное), отсутствует репрезентативный антураж, но на темном «глухом» фоне копиист выделяет главное – лицо человека, его взгляд, словно приглашая попробовать понять, что за человек перед нами.

Оригинал портрета Натальи Кирилловны находится в Русском музее. Царица изображена во вдовьем покрывале, которое могло появиться лишь после смерти Алексея Михайловича в 1676 году. Есть также свидетельство, что образ создан вскоре после ее смерти живописцем Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым. В челобитного художника сказано: «писал я образ во успении государыни благоверной царицы и великой княгини Натальи Кирилловны на полотне персону живописным письмом». В последней трети XVII века портрет «во успении» получил широкое распространение. Умершего изображали как живого человека для памяти потомков. Это мемория светского характера, хоть и пересекается с религиозной традицией.

Копия конца XVII века, в сравнении с оригиналом воспринимается более интимной в плане характеристики персоны. Интересен взгляд Натальи Кирилловны, легкая загадочная улыбка… Это свидетельствует о личном интересе копииста, его отношении к делу и стремлении проникнуть глубже в мир своей героини. Мы видим освоение реалистических методов изображения человека.

Еще один важный аспект – появление новой техники. Если раньше по дереву писали яичной темперой, то теперь в качестве основы появились холсты, а краски стали делать на масле. В Европе масляными красками работали с начала XV века. Для наших же мастеров они становятся совершенным открытием, и художники только начинают постигать их многообещающие возможности.

Здесь и сейчас

- Какие меры употреблял Петр для приведения в исполнение своих творческих идей?

- Все задуманное следовало воплощать в жизнь немедленно: строить, брить, переодевать… В области живописной культуры работа велась сразу в нескольких направлениях.

В моду входит светское коллекционирование, собирание картинных галерей. Начинается просветительство общества. Петр любил аллегории. Известно, что при создании Летнего сада он изрядно украсил его аллегорическими скульптурами главным образом итальянских мастеров. Следующим шагом стало приглашение иностранных специалистов: живописцев, граверов, архитекторов. В начале XVIII века в Россию хлынул целый поток мастеров самого разного уровня – от гениев до авантюристов. Им предписывалось в обязательном порядке набирать себе учеников из местных талантов для передачи знаний и навыков. И наконец, очень важным было обучение отечественных дарований в Европе за государственный «кошт».

Россика

- Для обозначения западноевропейских художников, работавших в России, даже существует особый термин – «россика». Можно ли в зале «Романовы» увидеть примеры?

- Разумеется. Портрет сподвижника Петра Первого Афанасия Даниловича Татищева был создан одним из первых приглашенных к русскому двору художников, саксонским мастером Иоганном Готфридом Танауэром. Его главной обязанностью было парадное портретирование петровского окружения.

Танауэр - один из крупных европейских мастеров, представитель стиля барокко. Это ясно читается в портрете Татищева: свободная композиции, эффектный разворот фигуры, динамизм драпировок, игра светотени… Словом, хорошо обученный художник, свободно владеющий кистью.

Также в нашем собрании представлен портрет жены Петра, императрицы Екатерины Первой. Оригинал 1717 года хранится в Эрмитаже. Любимую супругу Петр поручил запечатлеть французскому художнику Жану Марку Натье. Во время европейского путешествия Екатерина позировала ему в Гааге. Мы видим эффектный портрет. Потом он будет писать и самого Петра. Обе работы получились помпезными, несколько идеализированными, но роскошными по живописному исполнению. Они близки и размерами, и техникой, и блеском, и виртуозностью, и богатством деталей.

Своих растить!

- А на кого из отечественных мастеров того времени делал ставку Петр Первый?

- На тот момент в России еще не было Художественной академии, она появится только к середине XVIII века, но уже в 20-е годы Петр задумался о системном художественном образовании. Он понимает, что бесконечно приглашать иностранных мастеров – не разумно, гораздо ценнее приобретать знания и везти их в Россию. Так в 1716 году ученик Оружейной палаты Иван Никитин отправляется в Европу постигать художественное мастерство. Его имя навсегда войдет историю русской портретной живописи.

Царь высоко ценил Никитина. О чем говорит такой эпизод: художник учился в Италии, но был отозван, как только Петр задумал создать свою академию. Никитину предлагалось место профессора. Проезжая через Германию, он получил указание следовать в Данциг, где в этот момент, находилась Екатерина. Петр отправляет жене письмо, согласно которому Никитин должен написать портрет прусского короля: «Попроси, чтоб велел свою персону ему списать...дабы знали, что есть и из нашего народу добрые мастеры».

Иван Никитин и Танауэр были допущены к написанию посмертного портрета Петра Великого. Русский мастер вложил в работу всю глубину своей любви и благодарности к ушедшему правителю и другу.

- До наших дней дошло очень мало работ Ивана Никитина. Подписано всего три работы, и копия с одной из них представлена в нашем музее. Расскажите о ней.

- «Портрет канцлера Головкина» поступил в музей из имения Волконских. Копия с одной из самых знаменитых работ Ивана Никитина выполнена в 20-е годы XVIII века. Это образец репрезентативного портрета. Он показывает нам историческую личность, государственного деятеля со множеством наград за его деяния. Славного гражданина Отечества. Такая презентация личности служила примером для остальных и давала образец служения государю и народу.

Оригинал портрета Головкина хранится в Третьяковской галерее. Он виртуозен по живописи. Блистательно передано материальное многообразие – локоны парика, шелк и бархат, бриллианты наград…. В нашем портрете все несколько сглажено, вместе с тем копиист придает образу своеобразные нюансы. Еще одна любопытная деталь: копиист дописывает дипломатическую награду, полученную канцлером позже и, соответственно, отсутствовавшую в оригинале. И это не единственный пример в зале «Романовы».

Люди – главный бренд

- Почему именно портретный жанр при Петре занял ведущие позиции?

- Не только личность Петра вызывает огромный интерес и уважение. Он и окружение себе подбирал соответствующее. «Сподвижники Петра», «птенцы гнезда петрова» вознаграждались не по чинам, а по деяниям. А когда в центре внимания оказывается человек, то развитие портретного жанра неизбежно.

- Копирование портретов, как мы понимаем, тоже стало особым явлением в искусстве.

- Портреты регулярно копировали с самыми разными целями: для частных собраний, для перевода в гравюру, для иллюстрирования исторических изданий, для размещения в государственных и учебных заведениях. История искусства без копий немыслима. Каждая из них – это особое произведение, со своей судьбой. А высочайший канон уровня мастерства задавали оригиналы. Сохранение и передача потомкам облика правителя и его окружения было делом государственной важности. Это требование высокого качества сохранилось в нашем искусстве на века.

 

Фотоальбом проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле».