На театральном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне впервые представили музыкальную программу. Со своим творчеством гостей познакомил композитор Виктор Осадчев.

Его сочинения исполнялись в Большом зале Московской консерватории, Московском концертном зале «Зарядье», звучали в качестве сопровождения к выставкам в Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее и Московском павильоне, а теперь - и на фестивальной сцене перед домом Льва Николаевича Толстого.

Путешествие в авторский музыкальный мир началось с пьесы «Многоточие».

- Это вполне в духе Льва Николаевича. Зачастую он сначала придумывал финал, а потом уже наполнял произведение действием, у которого могло быть множество вариантов развития, - отметил Виктор Осадчев.

Лев Николаевич Толстой питал врожденную глубокую любовь к музыке. Это искусство имело для него большое значение в течение всей его жизни. Гармония звуков трогала писателя до глубины души.

Толстой не только любил музыку, но сам много музицировал. Мог засиживаться допоздна, играя с Софьей Андреевной в четыре руки. Глава семьи предпочитал «высокую», серьёзную музыку — Моцарта, Шумана, Гайдна, Бетховена. Некоторые мелодии могли растрогать его до слёз. Есть воспоминания детей Льва Николаевича о том, что порой они засыпали под звучание исполняемой родителями музыки. Менее известно, что Толстой и сам сочинял музыку. Правда немного этого стеснялся. Долгое время Вальс фа-мажор хранился только в памяти писателя. Впервые произведение было зафиксировано на бумаге 10 февраля 1906 года, когда гостивший в Ясной Поляне Танеев попросил Льва Николаевича сыграть свою композицию. Толстой согласился, и вальс был записан нотами.

В фестивальном концерте прозвучала тема Вальса Толстого, переосмысленная Виктором Осадчевым.

- Толстой восхищался Шопеном, и я не смог удержаться от пары шопеновских пассажей. Мне хотелось собрать воедино музыкальный мир писателя, - поясняет композитор.

В этом году в рамках фестиваля проходила резиденция, и Виктор Осадчев принимал в ней участие.

- Мне посчастливилось некоторое время пожить в усадьбе, проникнуться ее духом, пообщаться с хранителями, узнать подробности из жизни семьи Толстых. Пьеса «Воспоминание о том, чего не было» родилась после резиденции и перечитывания «Детства» Л.Н. Толстого. Название произведения – слова Николеньки, дающего определение музыки, - продолжает автор. - Музей и эти аллеи «рассказали» мне живую историю, я увидел ее, и не важно была она самом деле или нет.  

Композиции «Утро в саду» и «Голос рощи» посвящены любви Льва Толстого к яснополянской природе. В музыке слышится шелест листьев, который сливается с пением птиц и этномотивом. Сначала она заставляет невольно улыбнуться от возникающих теплых чувств, а потом захватывает душу, становится частью слушателя. В какой-то момент начинают «петь» сверчки и тоже встраиваются в симфоническую линию.

После времени, проведенного в Ясной Поляне, на композитора нахлынули и личные воспоминания, ставшие музыкальными пьесами. В концерте прозвучали композиции из альбомов Circles и Journey, а также несколько совершенно новых произведений. По мнению автора, яснополянского вдохновения хватит на целый мир.