Фото: тг-канал Калугин

29 июня в России отмечают День кораблестроителя. 

Дата выбрана в связи с тем, что в этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно архивным данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

С созданием русского парусного флота напрямую связана история Полотняного Завода на калужской земле и села Алешня в Тульской области.

7 марта 1718 года Петр I издал Указ, в котором приказывал купцу Тимофею Карамышеву следующее. «Для делания парусных полотен построить заводы в том месте, где приищет, с платежа с того места мельницы оброку; и тот завод умножить; и к тому заводу, сколько понадобится нанимать работных людей и покупать нужные для того припасы». Тот рьяно взялся за дело и вскоре «приискал» в Калужской губернии, недалеко от Малоярославца, место в излучине реки Суходрев, где, по обилию сырья, можно было бы поставить и парусный завод, и бумажную мануфактуру, которая, по желанию царя, делала бы «бумагу картузную, оберточную и нижнюю пищую... которая б была добротою против заморской».

Уже в 1725 году была выпущена первая продукция: парусное полотно и писчая бумага. Через 10 лет Бумажную мануфактуру, которая на тот момент уже считалась одной из крупнейших в Европе унаследовал компаньон Карамышева Афанасий Гончаров. В 1775 году Императрица Екатерина II, довольная качеством выпускаемой писчей бумаги, разрешила именовать мануфактуру «Поставщиком двора её Императорского величества» и на писчей бумаге Гончарова появились водяные знаки, медали и почетное звание фабриканта.

После революции 1917 года мануфактура отошла государству, а в 1923 году — в ведение Центробумтреста, став предприятием всесоюзного значения. В 1926 году здесь ввели в строй новые машины и оборудование. Во время Великой Отечественной войны завод сильно пострадал от пожара.

Однако уже в 1942 году, под руководством Главцентрбумпрома, Полотняно-Заводскую бумажную мануфактуру начали восстанавливать. Вскоре вошли в эксплуатацию две бумагоделательные машины. К 200-летию со дня рождения Пушкина, в июне 1999 года, здесь открылся Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Полотняный Завод».

На тульской земле от соседей не отставали. В середине 1740-х годов купец Иван Лугинин построил парусно-полотняную мануфактуру под Веневом. Но с производством что-то не заладилось, и в 1749 году он вместе с сыном по указу Мануфактур-коллегии открыл новую полотняную фабрику в селе Алешня «при речке Песочне в 40 верстах от Алексина и 28 от Тулы на большом Калужском тракте» (теперь Ленинский район). Здесь вырабатывалось из пеньки парусное полотно, а изо льна – равендук (толстая парусина) и «фламской коломенок» (ткань для шитья летних костюмов и фуражек). Вся продукция шла на продажу исключительно в Петербургский порт.

В конце XVIII века на фабрике работали «мастеровых» 439 мужчин и 420 женщин, которые в год «заделывали до двух тысяч и более кусков, в каждом по 50 аршин».

Особенно в первые годы работы на Алешинской фабрике условия труда «приписанных крестьян» были весьма суровыми, и пополнять число мастеровых Лугининым нередко приходилось силой. Так, летом 1752 года не пожелали отправиться «на работы» крестьяне села Сороколетова и деревни Железной Белевского уезда, которых Ларион Лугинин «купил к фабрике». К бунтарям выслали вооруженную команду, крестьяне встретили ее камнями, цепами и рогатками. Только после расправы, уступая силе, они переселились в Алексинский уезд.

В то же время для сближения с людьми, которые только-только обживали село на притоке Упы, в 1756 году Ларион Лугинин возвел в Алешне каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с придельным алтарем во имя Максима Исповедника.

Впоследствии фабрика сменила производство парусов на армейское сукно. Даже в середине XIX века фабрика в Алешне впечатляла современников своими размерами. «Огромное каменное здание в одном корпусе, на несколько сот сажень простирающееся. По этому можно судить, что производство сукон было огромным», – так описывает фабричный корпус в Алешне тульский этнограф И. П. Сахаров.

Но во второй половине XIX века производство совершенно заглохло. Однако улица Фабричная осталась в Алёшне и сегодня.

Опубликовано в рамках проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле», который реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области.