Вся Россия в этом году празднует 350-летие со дня рождения Петра Первого – великого государя, полководца и реформатора. Его безудержная тяга к новшествам подарила родному Отечеству секреты английских и голландских мастеров, фонтаны блистательного Петергофа и самые прогрессивные фортификационные сооружения. Но особенно велика была одержимость Петра Первого корабельным делом. Колыбелью русского флота стал Воронеж. По подсчетам историков, с 1696 по 1722 годы Петр приезжал на свои первые верфи 13 раз. Путь из Москвы был неблизкий и проходил через тульские земли.
Первый «экскурсант» Куликова поля
«К городу Воронежу немалое затруднение было ездить для частого осмотру корабельного строения и привозу разных потребностей из Москвы сухим путем, но его величество Петр Алексеевич оные трудности пресек» и по европейскому образцу построил через Каширу и Епифань дорогу с верстовыми столбами и деревьями на обочине.
- Нет сомнений, что, регулярно курсируя из Москвы в Воронеж, Петр точно бывал на Иван-озере. Более того, он лично обследовал грунты и почвы. Возможно, здесь у него и возникла идея строительства водной дороги – Ивановского канала, - рассказывает заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле», кандидат исторических наук, археолог Андрей Наумов. Беседа с ним состоялась рамках проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле», который реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области.
О значимости, которую Петр придавал Ивановскому каналу, можно судить по тому, что на его строительство был направлен ближайший сподвижник государя Матвей Петрович Гагарин.
Историк Иван Афремов пишет, что Петр Первый, посещая шлюзное строительство, побывал и на Куликовом поле, где заложил основы сохранения памятного места, повелев охранять от вырубки многовековые дубы Зеленой Дубравы.
Преемственность времен
- Как получилось, что в здание музейного комплекса в Моховом вмурованы камни Ивановского канала?
- Стройка была настолько гигантской, что осталось много запасенного материала. Из шлюзового камня сложены фундаменты большинства церквей вдоль Дона. И наш храм в Монастырщине - в их числе. Читая труды графа Олсуфьева о его имении Буйцы, мы узнаем, что в господском доме, где он жил с 1903 года, была старинная мебель, сделанная из мореного дуба, который достали из шлюзов.
Во времена Анны Иоанновны канал уже не строили, но осталось такое количество материала, что казна была вынуждена содержать в качестве сторожей этого добра отставных солдат. И только Николай Первый приказал: что можно потребить на госнужды – потребить, что нельзя – продать, что нельзя продать – раздать местному населению. В 20-х годах XIX века тульская губернская канцелярия повелела употребить шлюзовые камни на строительство памятника Дмитрию Донскому на Красном холме.
В XXI веке музей «Куликово поле» начал реставрацию колоны. Памятник пришлось разобрать до основания. Внимание ученых привлек фундамент, выполненный в виде огромного ящика, облицованного тем самым шлюзовым камнем. Каменные блоки достали и сохранили, а когда строили здание в Моховом, то возникла идея с их помощью подчеркнуть преемственность времен: музей Куликовской битвы – плоть от плоти памятника-колоны Дмитрию Донскому. Так появился каменный фронтон по периметру здания. Он стал объектом экскурсионного показа, поскольку шлюзовые камни сами по себе обладают мемориальностью и являются экспонатом.
Ученые не отступятся
- Проект Ивановского канала был забыт на столетия, но вот этим вопросом занялись ученые… Как проходило дальнейшее исследование темы?
- Процесс познания бесконечен. С 2003 года мы начали работать по этой теме, а с 2009-го ежегодно возвращались к ней в полевом формате. И столкнулись с проблемой: технической документации по строительству Ивановского канала практически не сохранилось. По крайней мере, пока она не обнаружена. Кроме мелких нарисованных планов ничего нет.
- Как же вы узнали, где были шлюзы?
- В 1763 году Екатерина Вторая для своего внебрачного сына Алексея Григорьевича Бобринского выкупила огромную территорию вокруг села Бобрики. Будучи особой по-немецки практичной, она послала землемеров, и те отмежевали границы дворцовой волости. На наше счастье, план сохранился. И самое главное, что его восточная граница проходит по Дону. Землемеры оказались ребятами въедливыми и обозначили шлюзы. Таким образом на ряде отрезков мы имеем точное представление о расположении шлюзов.
В конце XIX века главные реки России исследовали таксаторы. Из столицы выезжали чиновники и детально описывали территории. Работали они и в верховье Дона. В отчетах таксаторы уделили внимание не только самим рекам, но и всему, что находится рядом с ними: какие владения, чьи, что расположено… Они создали великолепный «живой» материал, показывающий, как выглядела территория в 1896-1898 годы. Так мы узнали, что в конце XIX века строительные артели брали в аренду у местных крестьян участки земли, на которых располагались шлюзы. Тогда они еще были видны в рельефе. Шлюзы вскрывали ради строительного материала - древесины и камня. Все найденное шло на продажу. Это был хороший, доходный бизнес. Выбирали все под чистую. И теперь, когда начинают гадать, где были шлюзы, достаточно обратить внимание на ямы вдоль Дона. Это все, что от них осталось.
- Иными словами, сейчас практически ничего не сохранилось?
- Хочется надеяться, что все не столь печально. В 2019 году археологам улыбнулась удача. На глубине всего 80 см были обнаружены остатки каменного основания пола шлюза. В самом углу шурфа были расчищены два белокаменных известняковых блока с остатками известкового раствора, из которых были сложены стены шлюза.
Протяженность канала была почти 200 км. И сделать исследования на всей территории невозможно. Есть версия, что сохранившиеся остатки шлюзов находятся на дне Дона.
- До них можно добраться?
- Во-первых, все заилено, а во-вторых, многое зависит от оборудования. Может когда-то в нашем распоряжении появятся мощные и чувствительные эхолокаторы… Мечтаю плыть на лодочке и сканировать дно реки.
Как это работало?
- Весной, на выставке в музее Демидовых показали шлюзовую затворку Ивановского канала. Похоже, техника была на грани малонаучной фантастики.
- Действительно, с точки зрения современного человека это были примитивные сооружения. Устройство голландских шлюзов хорошо известно. Предположительно, «деревянные ворота» были деталью полушлюза.
- Можно немного подробней?
- Шлюзы ставились на строящемся канале, а старое русло реки использовалось, как деривационный канал. Во время половодья, чтобы шлюз не разнесло, его закрывали, а воду пускали по старому руслу. Понятно, что все остальное время вода должны была идти по основному каналу, поэтому старое русло перекрывали полушлюзами.
К слову, в фонды Тульского музейного объединения экспонат попал из Епифанского музея. Он упоминается в описи 1919 года. Поэтому нет сомнений, что деревянная затворка имеет самое прямое отношение к епифанским шлюзам.
- Сколько людей работало на строительстве Ивановского канала?
- Регулярных записей не велось. Судя по документам из посольского приказа, к шлюзному делу были приписаны порядка 16000 дворов. Причем они не просто посылали работника, а обеспечивали его инструментом, пропитанием и одеждой. Казна ничего им не платила. Было заведено так: живешь на земле, кормишься от нее – отдавай долг. Есть данные, что одновременно могли работать около 20000 человек.
В немецких источниках обнаружена информация о том, что на сооружении Ивановского канала трудились и пленные шведы. Стройка была огромная. Но мы не знаем ее этапов. Исследуем по разрозненным документам: приказы, письма...
Идея Ивановского канала была похоронена только с гудком паровоза
- Проект потерял актуальность со сдачей Азова или все же главной причиной стал недостаток воды?
- К идее реанимации канала неоднократно возвращались. Она волновала умы на протяжении полутора веков. Екатерина Вторая отправляла сюда целую комиссию академиков. В 1803 году даже начали строить новые шлюзы на реке Шат. Последнюю попытку предприняли в 1839 году, но и в 1884 еще раз вспомнили…
- Однако природа взяла верх.
- Как сказать… Скорей, нашему каналу не повезло. Вышневолоцкий канал тоже строился по голландскому проекту, не заработал и долго стоял. Но нашелся новгородский купец, талантливый инженер самоучка Михаил Иванович Сердюков, который взял его в откуп, придумал, как запустить, и в итоге получил невероятную прибыль. Увы, у нас такого человека не нашлось.
- Водная артерия была более надежной дорогой, в сравнении с обычной?
- Это был самый дешевый вид транспорта. Водным путем передвижение было экономней, проще и быстрее. Последняя идея Ивановского канала была похоронена только с гудком паровоза. Началось массовое строительство железных дорог. Но Ивановский канал можно смело назвать дедушкой Волго-Донского канала.
Узнать больше из первых рук
- Многие читали повесть Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Какие новинки посоветуете прочитать людям, более серьезно заинтересовавшимся темой Ивановского канала?
- Хороший вопрос. Он и массовость собранного нами материала вынуждают заняться монографией. Мы сотрудничаем с Игорем Николаевичем Юркиным, и уже решено, что это будет совместный проект «Куликова поля» и Института истории естествознания и техники, где он работает. Надеюсь, к концу года наша рукопись будет завершена. Ранее был опубликован труд Игоря Юркина «Водный тракт Куликова поля. Страницы истории Ивановского канала».
Также, к петровскому юбилею мы приурочим конференцию, посвященную водным дорогам России. Она состоится на Куликовом поле в конце ноября - в начале декабря. Состав участников еще окончательно не определен, но точно приедут ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Материалы будут изданы. Это будет хорошим подспорьем в дальнейших исследованиях. Кроме того, наш музей создал планшетную выставку, которую мы показываем в семи музеях России.