Волонтеры проекта «Наследие Петра Великого на тульской земле» приняли участие в церемонии передачи в Городскую библиотеку №6 мини-копии памятника Петру I.
С 70-х годов ХХ века статуэтка хранилась в личном собрании Аллы Николаевны Щегловой. После смерти владелицы ее ученица Елена Шитова решила передать предмет на память в библиотеку. Посетив презентацию петровского проекта, тулячка обратилась к журналистам с предложением собрать материал, посвященный уникальному творению скульптора Роберта Баха.
Проект «Наследие Петра Великого на тульской земле» реализует НКО «Ассоциация независимых сайтов» с использованием средств бюджета Тульской области. Для знакомства с биографией и творчеством автора памятника были изучены материалы Российской академии художеств. Работая в области станковой пластики, Бах создал целую галерею бронзовых бюстов. Среди них: Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Гоголь. Их тиражное производство осуществлялось на Каслинском заводе – предприятии, основанном Яковом Коробковым, происходившим из тульских посадских людей. 13 августа 1751 года ещё строящийся завод Никите Никитичу Демидову. Со второй половины XIX века на заводе отливались высокохудожественные произведения. Д. И. Менделеев отмечал высокое качество художественного литья каслинских мастеров и высказал идею о необходимости популяризации их работ: «Будь эти отливки производимы во Франции или Германии — они были бы у всех и каждого на столе».
Но настоящую всероссийскую славу Баху принесло создание памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. 1901 год тоже ознаменовался началом крупной работы: в связи с грядущим столетием со дня рождения Михаила Ивановича Глинки, Русское музыкальное общество выступило с инициативой создания памятника композитору. А в 1909 году к празднованию своего 200-летия начал готовиться Тульский оружейный завод.
Многие монументальные работы Роберта Баха в советское время были уничтожены. Например, памятник Александру III в Иркутске был сброшен с пьедестала и уничтожен во время первомайского субботника, в 1920 году. И здесь Туле очень повезло. В нашем городе сохранилось уникальное творение талантливого скульптора.
История тульского памятника Петру Первому отражена в ряде печатных публикаций, которые хранятся в библиотечном собрании. К теме обращались Ирина Антонова, Михаил Тенцер, Сергей Гусев, Валерий Руденко. Судьба монумента не была безоблачной с самого начала. Сделка со скульптором чуть не сорвалась из-за того, что заказчики слишком рьяно торговались. Еще одним спорным моментом стал вес бронзовой скульптуры, и автор возмущенно писал:
«Принято обыкновенно оценивать художественное произведение по художественному достоинству, а никак не по количеству употребленного материала. Во всей моей практике мне еще не приходилось отпускать свои произведения на вес».
Но в наибольшей опасности скульптура оказалась в 1918 году, когда был утвержден Декрет о памятниках республики. В Документе значилось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
С этого времени начинается совершенно неповторимая история – каждый исследователь рассказывает ее по-своему. Ведь документов о существовании памятника с 1918 по 1950-е в научном обороте практически нет. Буквально за полвека тульский Петр обрел сразу несколько легенд.
«Легализовать» памятник Петру Великому в Туле - вынести с территории предприятия и поставить на всеобщее обозрение на нынешнее место – удалось лишь в 1962 году, в рамках празднования 250-летия Тульского оружейного завода. Но статус достопримечательности он обрел не сразу. Например, в наборе открыток 1964 года памятника Петру еще нет. А тиражировать в виде сувенирных статуэток его и вовсе начали только в 1970-х. Сегодня мини-скульптуры из бронзы и бакелита периодически можно встретить на интернет-аукционах для любителей раритетов советского времени.
Церемония дарения завершилась стихотворением тульского поэта Валерия Ходулина, которое прочитала библиотекарь Ирина Голубцова.
Он летит на холеном коне у Невы.
Он идет по Кронштадту
В заморском камзоле,
Но такого, как в Туле,
Не встретите вы,
Чтоб с кувалдою царь,
Чтобы руки в мозолях,
Чтобы волос,
Густой,
Как в июне трава,
Падал чуть не до плеч
Водопадом волнистым,
Чтобы выше локтей
У царя рукава,
Чтобы фартук прожгли
Раскаленные искры.
В наши дни без памятника Петру Великому Тулу представить невозможно. Это действительно произведение искусства, которое наполнено энергией, чувством и движением. Низкий поклон людям, благодаря которым уникальная бронзовая скульптура появилась в городе и была сохранена вопреки всем политическим катаклизмам.