В рамках проекта «Истории Победы», созданного при поддержке администрации города Тулы, «Тульские новости» рассказывают о героях Великой Отечественной войны. Все реже становятся ряды свидетелей тех кровопролитных лет. Мы считаем своим долгом сохранить память о них, публикуя информацию о героях.
Многим не удалось увидеть счастливого дня Победы над немецкими захватчиками, но они приблизили его ценой своей жизни, до конца выполнив свой долг. В числе героев, навеки оставшихся в тульской земле – Борис Григорьевич Пирожков.
Выпускник Пермской военной авиационной школы пилотов на фронтах Великой Отечественной войны бился с июня 1941 года. Командир эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка (125-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны) старший лейтенант Борис Пирожков совершил 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 самолётов противника, 2 из них - тараном.
Летчики 429-го истребительного авиационного полка Пирожков, Ратников и Кривошеев уточняют боевое задание. Осень 1941 г. (Фото - ТИАМ).
14 сентября 1941 года младший лейтенант Пирожков вылетел во главе пары МиГ-3 вместе с младшим лейтенантом Довгим В.И. на перехват вражеского воздушного разведчика Ju-88, направляющегося в сторону Москвы. Обнаружив врага в районе Тулы на высоте 7000 м, наши летчики атаковали его. Под прикрытием ведомого Пирожков зашел разведчику в хвост и открыл огонь. Фашист ответил тем же. Маневрируя по высоте и курсу, он пытался уйти. Пирожков не отставал. Поймав в прицел вражеский самолет, он нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда он решил пойти на таран. Увеличив скорость, Пирожков ринулся на врага. Когда до бомбардировщика осталось 2 м, он отдал ручку управления от себя и винтом своего истребителя отрубил правую сторону стабилизатора и руль поворота фашистского самолета. Не смотря на повреждения, разведчик продолжал со снижение уходить в сторону линии фронта. Тогда на таран пошел Довгий и винтом своего самолета полностью отсек у вражеского разведчика хвостовое оперение. «Юнкерс» резко накренился и пошел в последнее пике. Он упал возле деревни Ханино в 65 км западнее Тулы. Оба наших самолета благополучно вернулись на свой аэродром. Подвигу молодых летчиков был посвящен выпуск «Окон ТАСС» №269.
4 сентября 1942 года в районе Тулы была обнаружена группа вражеских бомбардировщиков He-111 в сопровождении истребителей Me-109, направляющихся к Москве. Приказав эскадрилье атаковать противника, Пирожков направил свой МиГ-3 в сторону ведущего «хейнкеля» и несколькими очередями поджег его. Затем, сманеврировав, устремился на другой бомбардировщик, который летел под прикрытием шести «мессершмиттов». Поймав его в прицел, Пирожков выпустил две длинные очереди. В это время его самолет попал под интенсивный огонь врага: из строя вышла пушка. Дав газ, Пирожков нанес удар винтом своего самолета по «хейнкелю» и сбил его. От удара истребитель стремительно понесся к земле. Пирожков, получив тяжелое ранение, потерял сознание. У самой земли он пришел в себя, выровнял самолет и, превозмогая боль, привел его на свой аэродром. От полученных ран летчик скончался.
Борис Григорьевич Пирожков дважды награжден орденами Ленина. 14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Тула стала второй родиной отважного пилота. Пирожков похоронен на Всехсвятском кладбище, где его имя выбито на стеле - памятнике Героям. Мемориальная доска Б.Г. Пирожкову установлена на здании по проспекту Ленина, 109. Одна из улиц Привокзального района названа в честь летчика Пирожкова.