В рамках проекта «Истории Победы», созданного при поддержке администрации города Тулы, «Тульские новости» рассказывают о героях Великой Отечественной войны. Все реже становятся ряды свидетелей тех кровопролитных лет. Мы считаем своим долгом сохранить память о них, публикуя воспоминания их близких.
В 1941 году Сухоруков Иван Сергеевич работал на Тульском оружейном заводе. 26-летний красавец недавно женился и был полон самых радостных надежд. С первых дней Великой Отечественной войны личная жизнь отошла за задний план. Основные цеха завода были переведены на трехсменную работу. Объем выпуска оружия постоянно нарастал. Оружейники работали под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». По полторы-две смены они стояли у станков, а в редкие часы отдыха готовились к отражению противника на случай, если он подойдет к стенам города. Когда враг совсем близко подошел к Туле началась эвакуация предприятия. С 7 октября 1941 года рабочие перестали уходить домой. За три недели они погрузили и отправили десятки тысяч ящиков с оборудованием и деталями в Чкаловскую (ныне - Оренбургскую) область.
Квалифицированным рабочим ТОЗа полагалась бронь, но жили они впроголодь. Иван Сухоруков решил идти добровольцем на фронт. В этом случае его молодой супруге полагался дополнительный паек.
- Мама о войне не любила вспоминать. Только говорила, что в эвакуации не голодала, она была женой фронтовика, и даже помогала куском хлеба родным с маленькими детьми. А отец дошел до Берлина, - рассказывает дочь героя Татьяна Ивановна.
На фронте Иван Сухоруков - с октября 1941 года. Воевал на Западном, 1-ом Белорусском и 1-3 Прибалтийских фронтах. Его главной боевой задачей было обеспечение бесперебойной связи между передовой и командным пунктом. Устраняя порывы под артиллерийским огнем, трижды был ранен. Войну заканчивал командиром отделения управления батареи 120 мм минометов 250 стрелкового полка 82 стрелковой Ярцевской Краснознаменной ордена Суворова, ордена Кутузова Дивизии.
В январе 1945 года полк Ивана Сергеевича стоял под Варшавой. На последнем этапе требовалось «зачищать» подвалы. Рассказывал: «Вбегаю, а там – в основном женщины и дети прячутся. От страха даже на плачут, только глазищи испуганные. В глубине может и засел кто, но перед ними стоял живой щит. Как в него стрелять? Нет, не мог. У самого жена дома. Да и понято было, что войне скоро конец».
В начале мая «рядовой пехотный Ваня» вошел в Берлин. Красивую фразу «развалинами Рейхстага удовлетворён» придумали значительно позже, а казюк Сухоруков на стене Рейхстага нацарапал штыком винтовки только свое имя - Иван. 29 мая 82-ю дивизию расформировали и солдат поспешил домой.
Сухоруков Иван Сергеевич награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Они хранятся дочерью героя, как самые ценные семейные реликвии.
- Хотел ли отец быть героем? Не знаю. Военное время не оставляло людям выбора. До конца жизни его мучило военное наследие - сильные головные боли, - говорит Татьяна Ивановна.
После войны Иван Сергеевич с удовольствием занимался спортивной дрессировкой овчарки на базе ДОСААФ. Но главное счастье видел в своей семье, в здоровье подрастающей дочки, в маленьком зареченском домике с садиком, мечтал о внуках и благополучии. Для его потомков День Победы – это прежде всего семейный день памяти и благодарности за возможность жить.