Фото: Амад Агмадян
В атриуме Тульского кремля прошел XV Межрегиональный фестиваль национальных культур «Страна в миниатюре». В пестрой палитре соединились русская удаль, казачья отвага, еврейский юмор, цыганский темперамент, экзотика народов Средней Азии и Кавказа. На празднике прозвучали песни на русском, молдавском, цыганском, азербайджанском, еврейском, таджикском и узбекском языках.
Столь яркое событие не могло остаться без внимания участников проекта «Дружба народов», который реализуется НКО «Ассоциация независимых сайтов» при поддержке правительства Тульской области. В красочной круговерти они познакомились с удивительной историей.
Все началось с танца. На сцену вышли езиды. Стараясь держаться плечом к плечу, молодые люди в такт музыки начали движение по кругу. Это очень древний и самобытный танец – гованд. В переводе его название означает «хоровод» или «круговая оборона». В езидском народном танце ценится сплочённость, все движения должны исполняться одновременно и синхронно. Гованд символизирует единство всего народа: каждый второй - опора и поддержка первому. Здесь нет места разногласиям, а есть только дух предков, который в этот момент овладевает танцующими. Спустя тысячелетия гованд, не утратил своего значения и стал национальным и культурным достоянием езидов.
Езиды – живут на планете более 6000 лет и в XXI веке умудряются сохранять в незамутненном виде свои традиции и культурные особенности. Их предки издавна занимали территорию на севере Ирака. Но во времена Османской империи, спасаясь от истребления, народ стал переселяться в соседние страны. Почти тысячу лет езиды боролись за право исповедовать свою веру.
В русской литературе первые сведения о езидах привёл А. С. Пушкин. В его «Путешествии в Арзрум» читаем:
«В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании».
А.С. Пушкин. Автопортрет. Конец сентября - начало октября 1829 г.
По сей день религия езидов плохо изучена исследователями. Это объясняется отсутствием письменных источников. Историческое знание у езидов сохраняется исключительно в устной форме. Огромный объем образов передается через молитвы, сказания и предания. Тем более ценно то, что в Тульской области работает Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Езидский конгресс». Благодаря ему, на фестивале можно было увидеть национальную одежду езидов, народные инструменты и из первых рук узнать их потрясающую историю.