На фото: Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян). Вид на озеро Севан. 1869. Коллекция Музея Фаберже.
В Городской библиотеке №6 состоялась презентация проекта «Дружба народов», который инициирован Ассоциацией владельцев новостных сайтов и реализуется при поддержке правительства Тульской области. В рамках проекта рассматриваются материалы, посвященные межнациональному общению в регионе.
Первым эпизодом стало виртуальное путешествие. На встрече в библиотеке участница проекта Ольга Вострикова познакомила собравшихся со знаковыми достопримечательностями Армении, в том числе охраняемыми ЮНЕСКО. Кроме того, большое внимание спикер уделила исторической дружбе русского и армянского народов, а также моментам общности культурного кода.
Армения вставала откровеньем
В своей красе суровой неспроста,
Мы шли с утра, как будто по ступеням
Гигантского Гегамского хребта.
(Н. Тихонов. «Над Севаном», 1968)
«Интересно было всем: и тем, кто в Армении не был, и тем, кто там уже побывал. Архитектура, история, археология, география, наука, культура, литература Армении – казалось бы, как все это можно охватить в полуторачасовом сообщении? Ольге удалось это сделать в полной мере. Чтобы почувствовать пульс страны, ближе познакомиться с ее традицией и культурой, нужно общаться с людьми, живущими на этой земле», - делится впечатлениями от стартового эпизода проекта библиотекарь Ирина Голубцова.
18 сентября 2003 года в Туле появился сквер, посвященный русско-армянской дружбе. В центре этой территории установлен памятный крест-камень, однако его смысловая составляющая по сей день известна далеко не всем горожанам.
Крест-камни (хачкары) имеют интересную и древнюю историю, а в ноябре 2010 года искусство их создания с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.
Изначально назначением хачкаров было - засвидетельствовать христианскую веру на армянской земле. Уже в IV веке кресты водружались на столбах или колоннах на месте языческих святилищ. К XI веку хачкары обрели нынешние формы. Их создавали самые искусные резчики. На камнях запечатляли библейские сюжеты, оплетали их уникальными узорами или повествовали историю крещения Армении. Обычно хачкар высекают из куска туфа или вулканического базальта. В центральной части всегда изображается крест – символ христианской веры.
На фото: Армения. Хачкары в монастыре Нораванк. XIII—XIV вв.
Хачкар - драгоценное достижение армянского монументального искусства, поэтому установку крест-камня в Туле можно считать исключительно ценным подарком нашему городу. Все работы были произведены за счет средств армянской диаспоры.
«Всматриваясь в узор тульского хачкара, я заметила удивительный момент. При отдалении в каменном узоре проступает лик. Пусть это будет хорошим знаком для нашего проекта «Дружба народов», который посвящён представителям разных национальностей, живущих в Тульской области», - заметила Ольга Вострикова.
На фото: Тула. Хачкар в Сквере российско-армянской дружбы. Источник: turbina.ru
Есть информация, что в 2022 году на тульской земле планируется установить еще хачкар. В память о том, что в годы Великой Отечественной войны нашу землю освобождала от оккупантов дивизия под командованием армянина Гайка Ованесовича Мартиросяна. Инициатором открытия мемориального комплекса комдиву и его бойцам в городе Узловой выступил Эдвин Ширинян – уроженец Еревана, в Тульской области он живет с 2011 года. Ему же принадлежит идея установки хачкара в 2022 году.
Гайк Оганесович Мартиросян – уроженец города Баку, советский военачальник, генерал-майор Советской армии (1943). Участник гражданской и Великой Отечественной войн. Почётный гражданин Еревана (1985) и города Узловая (8 декабря 1966).
В 1941 году Гайк Оганесович Мартиросян командовал вновь сформированным советским соединением — 239-й стрелковой дивизией Дальневосточного фронта. Мартиросян усиленно готовил дивизию к войне с Японией, однако первое боевое крещение ей довелось принять в 6,5 тыс. км. от Дальнего Востока — под Москвой. После пополнения из Новосибирска и Красноярска дивизия срочно была переброшена на запад — под Узловую, Донской и Сталиногорск Тульской области. За 10 суток ожесточенных боев на тульской земле Гайку Мартиросяну удалось сделать практически невозможное. Его приморская и сибирская 239-я стрелковая дивизия насмерть встала на пути немецких танков, рвущихся к Москве.
В торжественном открытии мемориала Гайку Мартиросяну и бойцам его дивизии принял участие чрезвычайный посланник и полномочный министр посольства Республики Армения в России Борис Саакян. Губернатор Тульской области Алексей Дюмин направил Эдвину Шириняну Благодарственное письмо, к котором отмечен вклад в развитие межнациональных дружеских отношений.
На фото: Открытие мемориала в Узловой.
Об истории армяно-русских отношений написано много книг. Начиная со времён Киевской Руси, имеются свидетельства об армянских архитекторах, каменщиках, скульпторах, которые работали над возведением православных храмов. О тесных культурных связях говорит и то, что один из куполов собора Василия Блаженного на Красной площади был построен в честь Григория Армянского (Просветителя). С Арменией связано творчество Александра Грибоедова, Александра Пушкина, Льва Толстого, Осипа Мандельштама, Валерия Брюсова, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Николая Тихонова, Андрея Битова...
Пушкинские впечатления от Армении можно прочитать в его путевых заметках цикла «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Во время Русско-турецкой войны 1828–1829 годов поэт вместе с русской армией двигался через север Армении вглубь Османской империи.
Говорят, по дороге Пушкин встретил арбу, сопровождаемую несколькими грузинами, и последовал диалог:
«- Откуда вы? — спросил я их.
- Из Тегерана.
- Что вы везете?
- Грибоеда.
Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
Исследователи, правда, склоняются к тому, что встреча была выдумана Пушкиным, однако она послужила сюжетом для многих картин. Одна из них представлена в Музее истории Еревана.
На фото: «Встреча А.С. Пушкина с траурной повозкой А. С. Грибоедова». Г. Гюрджян. 1937 г. Музей истории Еревана.
Автор «Горя от ума» Александр Сергеевич Грибоедов остался в памяти армян как большой друг, сделавший для них много доброго и полезного. Впервые он посетил Армению в 1819 году и влюбился в эту прекрасную страну и ее жителей.
Грибоедов сыграл важнейшую роль в репатриации 40 тысяч армян из мусульманской Персии в Восточную Армению. Ни один из международных договоров не имел столь большого значения для судьбы армянского народа, как Туркманчайский. 10 февраля 1828 года Эриванское и Нахичеванское ханства стали автономной Армянской областью Российской империи.
Напомним, большим другом Грибоедова был уроженец Тульской губернии Степан Никитич Бегичев. В течение многих лет они вели оживленную переписку, часто встречались. Грибоедов был гостем семьи Бегичевых в их имении в Ефремовском уезде Тульской губернии.
Летом 1823 года в ефремовском селе Дмитровское Грибоедов завершил работу над третьим и четвертым действиями своей знаменитой комедии «Горе от ума». А вот первая постановка пьесы состоялась в Ереване, в декабре 1827 года в только что освобождённом от персов городе. Это было единственное прижизненное театрализованное исполнение великой комедии. Её сыграли актёры-любители - офицеры Кавказского корпуса в присутствии автора - Александра Грибоедова.
На фото: Ереван. Памятник А.С. Грибоедову.
Представители знатных армянских родов входили и в окружение Льва Николаевича Толстого. Писателя интересовали вопросы, связанные с армянской культурой и религией. В «Яснополянских записках» Д. П. Маковицкий отмечает: «…Толстой спрашивал об армянском языке, об армянской церкви, в чем отличие от православной». Лев Николаевич близко к сердцу воспринял трагедию армянского народа: «Многие явления жизни тревожат меня и требуют участия в них: таково … дело армян». Смерть писателя была воспринята армянской интеллигенцией как тяжелая утрата не только для русского, но и армянского народа. Сохранились архивные документы, согласно которым в день похорон Толстого в Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга была проведена заупокойная молитва в честь великого русского писателя.
На фото: Ереван. Школа им. Л.Н. Толстого
В 2017 году в Пироговском филиале музея-усадьбы «Ясная Поляна» была открыта именная скамейка писателя Андрея Битова – автора «Уроков Армении». С Ясной Поляной Андрея Георгиевича связывали давние теплые отношения: он был участником Международных писательских встреч и лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика». Кроме того, писатель отмечен золотой медалью за вклад в развитие русского языка и укрепление русско-армянских связей.
Также известно эссе Андрея Битова о геноциде армян – трагическом событии начала XX века, замалчивавшемся почти 100 лет. «Когда «Уроки Армении» проходили печать в нашей цензуре в 1969 году, они выкрамсывали места, где цитировались фашистские инструкции по поводу освещения подробностей геноцида армян: «Дескать, надо хранить вежливое молчание в этом вопросе». И сейчас, в связи с вхождением Турции в ЕЭС, геноцид 1915-го – последний оплот сопротивления гуманизма... Ветхий Завет смыкается с Концом Света. Армяне, евреи, цыгане, чеченцы – вот чего не может понять цивилизованная Европа – это один, общемировой вопрос. Это люди, существующие несмотря ни на что, и именно этим, быть может, более, чем другие, они завоевали полное право на продолжение своего тысячелетнего существования», - написал Андрей Битов.
На фото: Воробьева Н. «М.Пирогово. Литературная скамейка», 2019 г.
Во время геноцида многие армянские семьи были вынуждены покинуть свою родину. Сегодня из 12 миллионов армян на территории страны проживают только три миллиона, остальные были вынуждены разъехаться по миру, спасая себя и своих детей.
На фото: Ереван. Музей Геноцида армян.
В глубокой древности у армянского народа был бог гостеприимства. Его имя - Ванатур - переводится, как «дающий приют», «гостеприимный». Может быть, и в наши дни он помогает народу? В Тульской области живет и работает более 20 тысяч армян. Многие из них принимают участие в жизни регионального отделения «Союза армян России». В целях организации отмечено содействие динамике позитивного участия российских армян в деле развития России, как сильной, процветающей, демократической державы, а также сохранение национальной самобытности диаспоры (языка, культуры, традиций).