Завершен первый этап воссоздания придела Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Монастырщино.
Специалисты Художественно-производственного предприятия «Софрино» установили иконостас, созданный на основе описаний и фотографий начала прошлого века. Царские врата для новой алтарной преграды делали в соответствии с подлинником, хранящемся в Государственном историческом музее.
Благодаря Царским вратам XVI века иконостас придела Сергия Радонежского считался образцом «русского стиля». Они прибыли в село Монастырщино в XVII веке из Донского монастыря, к которому были приписаны земли Куликова поля и деревянная церковь Рождества Богородицы. В XIX веке в Петербурге для уникального памятника древнерусского искусства изготовили иконостас, который установили в новом каменном храме Рождества Богородицы. В наши дни Царские врата так же стали основой для создания утерянной алтарной преграды.
Подлинник хранится в Государственном историческом музее. Царские врата были вывезены в первые десятилетия советской власти в Коломенское, когда церковь в селе Монастырщино пришла в запустение. После Великой Отечественной войны алтарные двери попали в ГИМ и подверглись повторной реставрации.
Прежде чем приступить к созданию нового иконостаса для храма Рождества Пресвятой Богородицы, специалисты «Софрино» изучили экспонат Государственного исторического музея. В их распоряжении было всего две фотографии иконостаса, по которым угадать характер орнаментов было просто невозможно. Изучив образцы на сохранившихся Царских вратах, проектировщики «Софрино» предложили новое решение.
На створках реликвии читается 12 разных орнаментов. Их и попытались повторить современные художники и на копии Царских врат, и на теле иконостаса. Декор имитирует басму. В отличие от тиснения на металле здесь мелкорельефный узор создается за счет резьбы по дереву с последующим золочением.
Царские врата несколько столетий назад резали мастера вручную. В наши дни элементы декора алтарной преграды и копии Царских врат изготовили на станках с программным управлением. Тело иконостаса выполнено их сосны, элементы декора из бука. Твердая порода помогла избежать дефектов при резке орнаментов.
Технология золочения деталей спустя века не изменилась. Тончайшие листы желтого сусального золота 960 пробы и белого (сплава палладия) укладывались на левкас и 5-7 слоев лака.
28 июля, в День Крещения Руси, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино состоится освящение восстановленного придела Сергия Радонежского.