Тула всегда славилась своими мастерами. Без них сложно представить наш город. В рамках проекта #coolpolepress студенты кафедры журналистики ТулГУ побывали на мастер-классе Бориса Глазкова в музее «Тульские древности».

 

Борис Глазков – мастер ремесленной студии по обработке дерева и металла.

 

– Борис, раньше вы занимались археологией. Как вы пришли в мир чеканки? Мечтали об этом в детстве?

– Все сложилось, само собой. Я всегда любил историю и сейчас продолжаю ее изучать. Как говорил наш соотечественник С. Трубецкой: «Настоящее образование – это самообразование». Если к этому стремиться, то можно многого добиться.

 

– Для вас это просто хобби или уже сложившаяся профессия?

– Для меня это сразу начиналось как работа. Когда я ушел из археологической экспедиции, то устроился в мастерскую. Делал доспехи. Проработал там достаточно долго: что-то придумывал и делал сам, где-то помогало общение с коллегами – тульскими мастерами. Новые идеи не заставляли себя ждать/

 

– В Туле есть свой узнаваемый стиль чеканки?

– Травянистый орнамент. В мелкой чеканке – листья, веточки, цветы и пайка. Например, я видел чеканный спаянный из кусочков подсвечник.

 

 

– Делали какие-нибудь эксклюзивные работы на заказ?

– Копия купола храма Василия Блаженного из меди. Для частной коллекции делал мускульный панцирь. Один раз выпал случай делать нижнее белье из кольчужного полотна для моделей.

 

– Как же удается в XXI веке сохранять традиции предков?

– Есть разные варианты. Я, например, стараюсь жить «выставочной жизнью». На выставке «Клинок» часто можно увидеть интересные и необычные изделия тульских мастеров. В «Доме народного творчества» проводятся мастер-классы. Они позволяют понять структуру деревянного зодчества и чеканки, типичных для Тулы. А так культура всегда у нас «под ногами», на каждом шагу, стоит только обратить внимание.

 

 

 

– Где берете материал для своей работы?

– Хожу на Центральный рынок, бываю на скупках. Нахожу интересные вещи на «блошиных рынках». Если нет возможности что-то купить, я фотографирую изделие, смотрю как оно сделано.

 

– С какими материалами вы работаете?

– В основном это латунь, медь, иногда сталь.

 

– Вы сами всему обучались или был наставник?

– У меня много друзей, которые занимаются ювелирным делом, коллекционируют те или иные предметы быта. Понемногу что-то где-то подсматривал. Все основное я изучал сам.

 

 

 

– Сейчас вы занимаетесь только чеканкой?

– У меня несколько направлений. Если нахожу старинное зеркало, то стараюсь сразу его восстановить. Для этого пришлось освоить объемную резьбу по дереву. Был период, когда я делал только доспехи: мускульные панцири, сложные римские шлемы. Сейчас я занимаюсь самоварным золотом, потому что хочу, чтобы это направление развивалось. Мелкий ручной hand-made мало где освещён. Прилавки завалены китайской бижутерией, хотя у нас много своих самобытных мастеров. И их украшения гораздо интересней

 

– Расскажите немного про историю чеканки

– История уходит корнями в глубокую древность. В Туле делали женские украшения, чекан оклада икон, украшение оружия (отделка ножен, прикладов и т.д.).

 

 

 

– А что хотели бы сделать? Есть мечта?

– Есть такой ударный инструмент, который называется ханг. Его придумали в Швейцарии. Ханг делается вручную из двух соединенных металлических полусфер при помощи ковки, чеканки и завальцовки. Работает как барабан, но характерен звуком струнной арфы. Вот он - моя мечта. Но к сожалению, пока не хватает времени.

 

– Сколько времени вы посвящаете работе?

– От 8 до 12 часов. На выходных стараюсь сменить обстановку.

 

– Любите путешествовать?

– Изучаю местные достопримечательности. Немного путешествую - Калужская, Московская, Рязанская, области очень интересны.

Любимый город – Таруса, в калужской области. Нравятся местные пейзажи, окский воздух, там хорошо думается и приходят новые идеи

Очень хочется где-нибудь найти старый заброшенный дом и отыскать там уникальную вещь. С одной стороны – адреналин, а с другой – новое открытие. Домой возвращаешься обновленным.

 

– Семья поддерживает вас в вашем деле?

– У меня творческая семья. Она все понимает и благосклонно относится к моей профессии. Мама - золотошвея. Брат пишет книги, он хороший специалист по военной истории, в том числе, по военным костюмам. У него уже вышло несколько книг. Ну, а дети пока маленькие, у них все впереди.

 

– Хотели бы, чтобы дети продолжили заниматься вашим делом?

– Конечно, хотелось бы передать дело, но пусть распорядится судьба. Я не знаю, займутся они этим или нет. В любом случае, найдутся люди, которые все продолжат.

 

Беседовала студентка третьего курса кафедры журналистики ТулГУ Владлена Белаш.

Фотографии студентки третьего курса кафедры журналистики ТулГУ Елизаветы Мельниковой