В рамках проекта #coolpolepress студенты кафедры журналистики ТулГУ продолжают выведывать секреты музея-заповедника «Куликово поле».
Сурен Касумян - гончар, мастер на все руки. Студенты встретились с ним накануне 20 -летия экспозиции «Секреты тульских мастеров» в Музее «Тульские древности». В праздничные дни 18 и 19 октября Сурен будет представлять здесь свою продукцию и проводить мастер классы «Секреты глины».
- Сурен, поделитесь, что вы готовите к празднику 20-летия музейной экспозиции? Вы вообще готовитесь?
- Я представлю достаточно простую программу - привезу круг, глину, покажу, как работает гончар. Там наверняка будут дети, и самое сложное, это выбрать из двадцати детей пятерых, которые успеют что-то сделать так, чтобы остальные пятнадцать не обиделись.
- Выбирайте тех, у кого руки крепкие.
- Хорошая идея, устроим детский армрестлинг. Вообще, я хотел придумать викторину и выбрать ее победителей. Или, к примеру, взять самых смелых, кто вызовется участвовать первым. Взрослые тоже могут поучаствовать. Вспоминается одна забавная история. Я много работаю с музеем В. Д. Поленова, и у них есть художественная школа, куда ходят местные дети из деревни, и дачники. Устраивал для них мероприятие, не связанное с керамикой, и проводил викторину с призами. Были зимние каникулы, дети пришли с родителями. И вот я задаю вопрос, и один из отцов говорит – «О, я знаю, это...» - и отвечает. Мы дружно посмеялись, мол, папа - молодец, и викторина продолжилась. Но тут я понимаю, что родители «рубятся «просто насмерть с детьми за эти призы. Дети, к счастью, выиграли. Это было очень забавно, родители вошли в азарт.
Поленово. Большой дом. Литофания
Литофания - искусство создания рисунков из фарфора, камня или глины такого рода, что при помещении их против света получаются теневые изображения.
- Как давно вы сотрудничаете с музеем «Тульские древности»?
- Примерно лет двадцать. Почти столько, сколько существует сам музей. Раньше мы работали вместе с мастером Леной Карасевой, у нас было совместное предприятие. Она и посвятила меня в гончарное искусство. Я начинал как ее подмастерье, постепенно втянулся, прочитал книги по этой теме. И вот мой первый эксперимент - поехали, накопали глины, и я был уверен, что я все знаю - я же читал! Тогда у меня ничего не получилось. Абсолютно! Меня это так удивило, что я понял – надо учиться всерьез. С того момента идет отсчет моей карьеры гончара.
- Вы кардинально поменяли свою профессию, из бизнеса ушли в ремесло? Не страшно было?
- В тот момент, когда я решился на изменения, бизнес меня бросил, а не я его. У нас с другом был магазин, и мы вдвоем его успешно разорили. Тогда я понял, что бизнес и торговля - это вообще не мое, а заниматься чем-то надо было, и тут подвернулся гончарный круг. Я на тот момент был один, и ответственность нес только за себя, так что решиться что-то менять было не страшно.
- У вас же экономическое образование?
- Вообще, у меня образование инженер конструктор - технолог радиоэлектронных средств, на данный момент это не профессия, а хобби. Второе, экономическое, получил позже.
- И все же, как вы сейчас, спустя столько лет воспринимаете гончарное дело? Как дело своей жизни, или все же как работу, которую нужно делать и которая вас содержит?
- Безусловно, это моя работа, и она приносит доход. Когда хобби становится чем-то постоянным, то всегда появляется элемент «конвейера» - нужно делать тысячный горшок, на который уже глаза не смотрят. С другой стороны, когда делаешь перерывы, уезжаешь в отпуск, руки начинают скучать по работе. Я начинаю делать новые зарисовки, придумывать что-то необычное, чего еще не было.
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Литофания.
- Вы работаете под заказы или сами придумываете, что сделать?
- Да, заказы бывают, но крайне редко. Вообще, это работа может быть устроена по-разному. Например, есть гончары, которые любят выставки, и ездят по ярмаркам. Есть те, кто любят работать с клиентами. При таком раскладе надо понять, чего хотят люди, сделать это, и потом еще убедить их, что именно этого они и хотели. Я далек от этого, и работаю в основном с музеями, потому что с ними, я совершенно свободен. Мне не нужно торговать, взаимодействовать с большим количеством народа. Мне что-то приходит в голову, я это делаю, и отдаю на реализацию.
- Чем увлекаетесь кроме гончарного ремесла? Вы же наверняка творческий человек.
- Конечно, я же уже однажды говорил в интервью, что я пионер-умелец и фанат физики. Обожаю опыты и самоделки. Я вел кружок «Оптические иллюзии и рождение мультипликации». Рассказывал, начиная от того, как устроен глаз и мозг, почему возникают иллюзии, приводил примеры, показывал картинки. За вопросы я раздавал детям монетки, и у кого набиралось больше всего, давал подарок. Призом был флипбук, книжечка с набором кадров. Когда такую книжку листаешь быстро, она превращалась в анимацию. Есть специальные программы, где можно взять любое видео, и разложить его на кадры, а их потом распечатать, и вот, пожалуйста, флипбук.
- Вы сами делали эти призы?
- Да, это просто, на самом деле. Мы с детьми много интересного делали. Например, тауматроп. Это такая круглая штучка на веревке, с двумя рисунками, и когда ее крутишь, они сливаются в один рисунок.
- Судя по тому, что вы делаете, вам нравится проводить время с детьми.
- Вы знаете, у Маркеса есть такая фраза: «меня всегда привлекало искусство иллюзиониста, а писателем я стал из скромности». Для детей нет разницы между опытом и фокусом. Когда я был маленький, то мечтал быть физиком, но на самом деле мне нравились фокусы, а понял я это только недавно. Мне нравится работать с детьми, нравится видеть их неподдельную реакцию. Они смотрят на иллюзии с открытыми ртами. Видя это, понимаешь, что день прошел не зря. В гончарном деле тоже есть своя магия. Ребенок не может сесть, и научиться делать горшки. Моя задача - помочь им так аккуратно, чтобы они думали, что сделали все сами.
- Как сын относится к тому, что вы делаете?
- У всех детей бывает такой период, когда им интересно дело их родителей. Раньше он очень много со мной лепил, и ему это нравилось. Сейчас уже не так. Ему больше интересна IT - сфера. Но он говорит, что у меня самая классная работа на свете, ведь она начинается и заканчивается, когда я захочу.
Рабочее место.
- А что вас вдохновляет в работе?
- Наверное, та мысль, что ты делаешь что-то новое, то, чего не было. Даже если это что-то маленькое, и на первый взгляд неприметное. Мне нравится реализовывать мои идеи. Когда что-то не получается, ты делаешь это вновь и вновь, постепенно осваивая навык. Как говорил Курт Воннегут – «Запоминайте мгновения счастья». Сделал что-то - порадовался, жизнь стала немного счастливее.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. Литофания.
- Сурен, кем вы себя видите через двадцать лет?
- Иллюзионистом. Профессиональным. У меня у всей семьи серьезные профессии, и мой брат недавно задал мне похожий вопрос. Он сказал, что мне надо определиться, и выбрать что-то серьезное. И я ответил ему максимально серьезно – «Да, ты прав, я много об этом думал, наверное, время пришло». Брат с нетерпением смотрел на меня, что же я скажу. «Я решил стать моряком», - пошутил я. Тоже одно из моих увлечений когда-то. Но я действительно вижу себя иллюзионистом, как бы нелепо это ни звучало.
- Гончарное дело не бросите?
- Нет, возможно оно просто трансформируется во что-то другое, но бросать его я не собираюсь. Эта работа так расслабляет... После нее невозможно вернуться к работе в офисе с утра до вечера.
Небольшой блиц
- Ручка или карандаш?
- Карандаш, я ими даже пишу часто.
- Черное или белое?
- Эти цвета так хорошо сочетаются. Но если надо выбрать, выберу белое.
- Река или море?
- Море, я ж моряк.
- Газета или журнал?
- Журнал, не люблю газеты.
- Собаки или кошки?
- Собаки, они мне ближе. А вообще люблю животных, которые живут не у меня.
- Дарить или получать?
- Дарить, потому что получать - это что-то пассивное.
- Левое или правое?
- Левое, не знаю почему.
Никольский собор в Епифани. Литофания.
Сурен Касумян еще автор совершенно фантастического проекта «Космос близко». И наша беседа могла бы затянуться надолго, если б не дедлайн.
Беседовала студентка третьего курса кафедры журналистики ТулГУ Дарья Неретина.
Фото из архива Сурена Касумяна.