По сей день историки и общественники спорят о личности Петра I и его роли в истории России. Очевидно одно - Петровская эпоха была временем грандиозных перемен.

Петр I Алексеевич, прозванный Великим, родился 30 мая (9 июня) 1672 года и был последним царем всея Руси (с 1682 года), а с 1721 года величался первым Императором Всероссийским. На протяжении всей жизни он проявлял интерес к оружию, и Петру принадлежала одна из самых значительных оружейных коллекций мира, которая содержала образцы, созданные как западноевропейскими и восточными мастерами, так и русскими оружейниками конца XVII – начала XVIII веков.

Интересный момент. Вельможи петровского времени отечественное оружие не жаловали, отдавая предпочтение иностранным образцам. И сейчас в музейных коллекциях встречаются работы тульских оружейников с поддельными иностранными надписями, которые должны были способствовать лучшему сбыту продукции.

Впрочем, Петр интересовался оружием не только как коллекционер, но и как государственный деятель, занятый организацией и усилением мощи регулярной русской армии. По его словам, «военное дело – есть первое из мирских дел».

Уже в 1682 году помазанный на царство десятилетний Петр впервые потребовал из Оружейной палаты не игрушки или единичные образцы, а «50 пищалей винтованных, 100 завесных (крепостных), 50 карабинов, и к тем пищалям купить трещотки, затравки до 20 натрусок (пороховниц) карельчатых и к ним шнуры, да пуль разных статей два пуда».

И далее Петр Великий не менее энергично занимается экипировкой русской армии современным стрелковым оружием. 24 мая 1705 года указом Петра I в русской армии впервые вводятся единые образцы вооружения. При этом правительство идет на изрядные издержки, закупая ружья за границей. Иностранные компании, пользуясь ситуацией, назначали по 15 рублей за штуку, тогда как ружье, сделанное в России, обходилось казне всего в 1 рубль 60 копеек.

Поэтому царь ставит задачу организовать и наладить отечественное массовое производство оружия в размерах, полностью удовлетворяющих потребности армии. Сам же неизменно следит за всеми новшествами в оружейном деле и особенно интересуется возможностями увеличить огнестрельность.

Как сейчас говорят, привлекая зарубежные инвестиции, царь обязывал иноземцев: «людей государевых всякому железному делу научать и никакого ремесла от них не скрывать». На тульской земле основная роль в этом принадлежала Ченцовскому заводу. Он был основан голландцами еще в допетровский период – в 1652 году. Известно, что 1676 году именно с Ченцовского завода был произведен первый экспорт оружия в нашей стране - в Амстердам отправили сделанные здесь пушки. Опись Ченцовского чугунно-плавильного завода, произведенная в 1690 году, хранится в архиве Петербургского Артиллерийского Музея. Документ знакомит нас с жизнью поселившихся в тульской глуши иностранцев.

Устроители предприятия выписали из-за границы до 600 специалистов: литейщиков, молотобойцев и оружейников. Кроме того, они обязались принимать тульских казенных кузнецов на повышение квалификации – обучение передовым технологиям металлургического и оружейного дела.

Голландская наука даром не прошла, и в 1695 году тульский кузнец Никита Демидов основал частный оружейный завод. А в 1705 году был устроен первый «Казенный оружейный двор», где собрали до 800 мастеров.

Говорят, что Петр I лично познакомился с тульским умением, отдав местным оружейникам в починку пистолет иностранной работы. Туляки его не только отремонтировали, но и скопировали, вернув царю два пистолета.

В указе Петра I 1711 года предписывалось «из разных губерний послать в Тулу молодых ребят, которые кузнечному и столярному делу заобычны, и учить ствольному и ложевому делу фузей и пистолетов». Таким образом, город превращался во всероссийский рассадник оружейных кадров. Правда, «расплачивались» за обучение сами ученики, причем главным образом собственным бесплатным трудом на мастеров.

Поворотным в истории отечественного оружия стал следующий год – 1712.

Указ Правительствующего Сената об установлении годовой нормы производства ружей тульскими оружейниками и о постройке в Туле оружейных заводов гласил:

«1712 февраля 15-го дня великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец указал по имянному своему великого государя указу на Тульских заводах оружейного дела мастером делать ружья в год драгунского и салдацкого по пятнатцати тысяч фузей с ножами из сибирского железа, а за то ружье тем мастерам давать по рублю по двадцати по четыре алтына по две денги за фузею с ножем. И быть тому оружейному делу в ведении у господина князя Волконского. И к тому оружейному делу, к нему, господину князю Волконскому, денги, збирая из губерней по определенным табелям, положенные на ружье, на всякой год отпускать ис канцелярии Правителствующаго Сената по дважды в год. А железа сибирского в год брать по десяти тысяч пуд из Сибирского приказу. А денги за то железо в тот приказ ему, господину князю Волконскому, отпускать по настоящей цене, почему то железо ставитца в Москве, а имянно по четыре гривны за пуд. А на пробу того ружья пороху против прежняго указу по двенадцати золотников на фузею отпускать ис приказу Артилерии.

А для лутчаго в том оружейном деле способу при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы мочно ружье, фузеи, пистолеты сверлить и обтирать, а палаши и ножи точить водою. А ежели к тому оружейному делу и ко всяким заводам надлежит быть какого мастерства иноземцом или руским людем и ему, господину князю Волконскому, таких людей изыскивать и употреблять к тому оружейному делу и всемерно в той слободе того мастерства мастеровых людей умножить для того, что впредь такого ружья определено будет делать со многою прибавкою. А на строение вышеписанных заводов и на дачю того оружейного мастерства иноземцом и руским людем жалованья, также на отпуск того ружья с Тулских заводов к Москве на ящики, на сало и на прогоны денежную казну отпускать ис канцелярии Правителствующаго Сената по доношению ево, господина князя Волконского, чего он когда будет требовать, из вышеписанных положенных на губернии на ружье.

А сколко у него, господина князя Волконского, в год денежные казны будет в приеме, также и ружья зделано и куда те денги и ружье будет в росходе о том подавать ему, господину князю Волконскому, в канцелярию Правителствующаго сената годовые ведомости по скончании года. А на Москве для поклажи того ружья, изыскав из отписных и из выморочных дворх[ов] с каменным строением [в Китае] или в Кремле какие полаты, чтоб в поклаже того ружья было без нужды. И о том ис Канцелярии Правителствующаго сената к господину князю Волконскому, и в Сибирской приказ, и в Артилерию послать его, великого государя, указы. А ружье, как драгунское, так и салдацкое, также и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибером».

Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания» — наружной и внутренней отделки стволов.

Кроме того, в последнем предложении указа Петр I заложил начало стандартизации оружия в условиях заводского производства - «ружье … делать одним калибером». А весной 1715 года, также петровским указом, в нашей стране впервые устанавливаются стандарты калибров и размеров военного оружия - «фузеи и пистолеты калибром против присланных проверять», промерять длину ствола, размеры его канала, толщину стенок, проверять размеры штыков, замков и прибора. Это было инновацией, обгоняющей Европу, где к идее оружия единого калибра пришли в то время еще далеко не все страны. За эталон же царь указал принять тульские образцы: «Делать ружья против прежнего, как деланы на тульских заводах».

Усилия Петра I и его сподвижников не пропали даром. В XVIII веке оружейный завод стал ведущим предприятием России по выпуску стрелкового оружия. С 1720 года закупки партий оружия для армии за границей практически прекратились. На тульском заводе числились уже более 1000 оружейников, а количество выпущенных ружей достигло 22 тысяч.

Долгая и кровопролитная Северная война со Швецией в 1721 году закончилась победой Русского царства, переименованного по такому случаю в Российскую империю. Воодушевленный успехом Петр I решил расширить влияние и на южном побережье Каспийского моря, а также восстановить торговый путь из Индии в Европу. И здесь тульское оружие вынудило Персию подписать Петербургский мирный договор в 1723 году, согласно которому к России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

С 1749 года на тульском заводе началось массовое производство клинков, сабель, палашей, шпаг. Также мастера вели настойчивые поиски по модернизации оружия.

XVIII век стал знаменательным началом нового витка развития истории России, в которую тульские оружейники вписали еще много замечательных страниц. А в нашем городе оружейное дело достигло таких высот, что вошло в ранг искусства. Сему свидетельство новый указ Петра I, повелевающий собирать на заводе наиболее интересные и красивые образцы оружия для «сохранения памяти на вечную славу», а «...старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьез в цейхгаузы на хранение». Так в одной из скромных комнат заводоуправления началась еще одна история. Несколько столетий продолжалось и длится по сей день формирование великолепной коллекции Тульского государственного музея оружия - одного из старейших музеев России.

Через 200 лет в Туле появился и памятник Петру Первому. 

Образ царя-работника, придуманный архитектором Робертом Романовичем Бахом, отлили в бронзе на Петербургской фабрике «Моран», и весной 1912 года газета «Тульская молва» сообщила:

«Вчера тульский оружейный императора Петра I завод праздновал 200-летний юбилей своего существования и открытие памятника царственному основателю завода императору Петру I. На торжестве присутствовал Его Императорское Величество великий князь Сергей Михайлович. После молебствия по плану перед зданием завода с памятника упала пелена, и фигура императора, изображенного в виде кузнеца, предстала перед зрителями. После освящения памятника состоялся акт, во время которого происходил прием депутаций и чтение полученных приветствий».

В это же время большая группа документальных и изобразительных материалов была передана в Тульский музей оружия. Среди них можно увидеть фотографии макета памятника Петру I c автографом скульптора Р.Р. Баха. 

Рабочий облик спас царя от декрета Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Бронзовый Петр несколько раз менял «место жительства», но смог выдержать испытание советским временем, и сейчас по праву обрел статус важной достопримечательности города.

Прошло еще сто лет, и в сентябре 2012 года бюст Петра Первого открыл Аллею Славы Тульского государственного музея оружия.

 

Использованы материалы:

Тульского государственного музея оружия;

Петербургского Артиллерийского Музея;

Оружейной палаты Московского Кремля;

Голиков И. И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России.