В Туле стартовал новый музыкальный проект - квартирник. Его первым гостем стал Алексей Витаков - поэт, бард, музыкант, прозаик.

С 2011 года Алексей Иольевич является председателем жюри фестиваля авторской песни на Куликовом поле. Перед началом квартирника на кухне за чашкой чая он ответил на наши вопросы.

- Как Вы попали в жюри фестиваля? Вас пригласили или это было Вашим желанием?

- Это случилось 20 лет назад. Один друг, тоже поэт, слушая мои песни, вдруг решил, что пора делать собственный фестиваль. Не откладывая в долгий ящик, он поехал к нашим общим друзьям из музея – заповедника «Куликово поле». Не знаю, что он там им наговорил, но они согласились с его идей. И мы начали ее постепенно воплощать. В этом году фестиваль будет проводиться в девятнадцатый раз.

- Чем Вы руководствуетесь, когда оцениваете творчество того или иного барда? Есть ли какие-то критерии оценки?

- Да нет, точных критериев нет. Самое главное, произведение было интересным вне зависимости от формата.

- А что для вас значит «интересное»?

- Это когда песня написана не для того, чтобы просто покрасоваться на сцене, а взята из жизни. И когда человек вышел на сцену рассказать о чем-то важном. Это чувствуешь.

- Как и раньше в авторской песне душа важнее всего?

- Да, именно так. Душа, или, может быть, дух… Не самое главное, кто и как изощрен в количестве аккордов или поэтических приёмов. Мы знаем многих поэтов, простота слога которых завораживала. Например, Николай Рубцов. Это великая поэзия и «В горнице моей светло» знают все.

- Чем именно Вас привлекла авторская песня?

- Авторская песня появилась как часть литературного процесса, а не музыкального. Это рассказ, где автор повествует о героях, как они действуют, находят выход из трудных ситуаций – это как раз поэтические приемы. Там есть высота и содержание.

- А вы как-то разделяете свой процесс творчества? Есть время для прозы и стихов? И время для песен?

- Нет, это происходит скорее, само собой. Не каждое стихотворение может стать песней. Это происходит вопреки. Бывает, вот хорошее стихотворение написано, прозрачное, из него могла бы выйти песня, но нет, увы. Должно произойти столкновение стихотворения и музыки.

- Как вы думаете, почему сегодня авторская песня не слишком популярна у молодежи?

- Если говорить серьезно, то толп авторской песни вокруг не было никогда. Да, было широкое движение, но тех, кто следил за творчеством, а тех, кто разбирался в нем – всегда было мало. Толпа идет за модой. И интерес к культуре, мне кажется, ослабел вообще. Разве к классике он не ослабел?

- Когда у Вас последний раз был такой квартирник, как сегодня Туле?

- Я даже и не помню, если честно. Концерт последний был в Москве, 9 апреля. Был аншлаг. Если честно, когда меня пригласили на квартирник, я решил почему нет? Что-то новое! Такой камерный формат. Можно вот так пообщаться на кухне. Поговорить. Мне подходит. Мне Тула вообще нравится. И как город, и как исторический уголок.

- Чему Вы отдаете предпочтение в своём творчестве?

- Для меня творчество – это космос.

- И кроме вдохновения – это еще и труд? Например, писать исторический роман. Сколько документов нужно перелопатить, чтобы его написать…

- Да, да. Писать прозу – это ремесленный труд. Это не стихотворение, которое пришло само и пиши его. Проза – это сидеть и писать то, что нужно, чтобы привести к завершению. Понимаете, хороший мастер он может приспосабливаться. Продукт требует потребления, а потребление зависит от времени. Вот требует сейчас время рассказов – нужно писать рассказы, романы – значит нужно писать романы и т.д. Придет к тебе издатель и скажет, что ему нужны короткие рассказы на 10 минут – значит ты пишешь эти рассказы на 10 минут, вжимаешь в них смысл, несмотря на то, что месяц назад написал роман-эпопею.

- А в себе можно мастера воспитать? Или нужно обращаться к каким-то учителям, наставникам?

- Да, разумеется. Это большой и тяжелый труд. Писатель – это самообразование. Ни в каких школах этому не научат. Чего греха таить у Бродского 7 классов, но его не сделало это изгоем. Правда, в России талант вторичен. На первом месте стоит образование. А в Америке же наоборот - сначала талант, потом образование. Сколько мы знаем зарубежных актеров, которые не имеют актерского образования, разве что какие-то курсы закончили.

А вот вы никогда не задавались целью написать роман? А может повесть? Как говорит опытный автор, мастера в себе можно воспитать. Это трудно, но выполнимо. Кто знает, вдруг вы станете вторым Толстым, а может Пушкиным? Или самим собой, но настоящим? Мастером?

P.S.

А фестиваль авторской песни на Куликовом поле пройдет в последние выходные мая. Мы поедем.

 

Елизавета Засыпкина, студентка третьего курса кафедры журналистики ТулГУ.

В рамках проекта #coolpolepress.

Фото Дарьи Неретиной, студентки третьего курса кафедры журналистики ТулГУ.