Широкой дорогой российской истории нас ведет богатейшая коллекция Тульского государственного музея оружия. Этот огненный путь щедро полит горьким потом и кровью. На каждой военной тропе мы слышим солдатские шаги - навстречу врагу и нечеловеческим испытаниям, навстречу смерти и вечной славе. Но чуткое сердце в роковой поступи уловит и надежду на возвращение домой живыми и невредимыми.
Более 30 лет назад, 15 февраля 1989 года, завершился вывод советских войск из Афганистана. В этот день командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним пересек границу, разделявшую СССР и Афганистан. Война длилась более 9 лет, через нее прошло около 4,5 тысяч туляков. Интернациональный долг с солдатами разделило и тульское оружие.
Шайтан-труба – так боязливо называли советский реактивный пехотный огнемёт афганские моджахеды. У нас же этот снаряд с 1980-х годов известен как «Шмель».
Ключевая суть этого реактивного огнемета, если рассказывать в двух словах, заключается в том, что причиняющий серьезный ущерб противнику боеприпас не нужно ждать с воздуха, запрашивая авиацию, или доставлять с помощью ствольной или реактивной артиллерии.
Боевые действия в афганских горах имели свои особенности. Западные журналисты называли Афганскую войну «Вьетнамской войной Советского Союза» и «Медвежьим капканом». Противник хорошо знал ландшафт и активно использовал многочисленные пещеры и расщелины. Поэтому требовалось принципиально новое оружие, которое поможет нашим солдатам в этих непростых условиях, спасет их жизни.
Огонь и война — понятия неразделимые. История помнит много эпизодов, когда люди пытались поставить пламя себе на службу и обратить его против врага. И если в древности над полем боя летали горящие стрелы, то теперь им на смену пришли алюминиевые капсулы с особой термобарической смесью объемного взрыва. Разработка тульского КБ приборостроения — реактивный пехотный огнемет «Шмель» негласно считается самым смертоносным носимым оружием пехоты. Эта адская машинка обладает чудовищной разрушительной силой — объемно-детонирующий боеприпас по мощности взрыва приравнивается специалистами к тяжелому артиллерийскому снаряду. После детонации образуется аэрозольное облако взрывчатого вещества, которое мгновенно воспламеняется. Если «Шмель» залетел в окно — шансов выжить у находящихся внутри людей не остается. Да и не факт, что здание после этого останется стоять.
Поражение укрытых огневых точек противника, вывод из строя легкобронированной и автомобильной техники, мощное фугасное воздействие и дальность стрельбы – такие задачи стояли перед отечественными разработчиками. И с ними справились тульские инженеры Конструкторского бюро приборостроения. Это был коллектив единомышленников, работоспособный, сплоченный, созданный Аркадием Георгиевичем Шипуновым.
Под руководством Шипунова КБ Приборостроения стало флагманом тульской оборонки и одним из самых авторитетных предприятий ВПК. Легендарный конструктор-оружейник посвятил свою жизнь созданию первоклассного оружия и укреплению боевой мощи Российской армии. Более 40 лет семья Шипуновых прожила в доме на перекрестке проспекта Ленина и улицы Первомайской.
Дочь Аркадия Георгиевича Татьяна вспоминает, что, участвуя в весеннем субботнике, ее отец из инструментов всегда выбирал лом и разбивал глыбы тающего снега. Это было в его характере: не искать легких путей, а с готовностью и энтузиазмом браться за решение самых трудных задач.
После командировки во Вьетнам Шипунов прекрасно знал все сложности ведения боя на чужой территории и смог донести их до своих коллег.
Придуманный туляками «Шмель» предназначался для выведения из строя живой силы противника, расположенной как на открытой местности, так и в укрытиях - наземных и полузаглубленных природных и искусственных строениях из камня, кирпича или бетона. Он попросту уничтожал всё живое в объёме до 80 кубических метров; площадь поражения «Шмеля» на открытой местности составляла 50 квадратных метров. Прицельная дальность стрельбы огнемёта - до 850 метров.
Такие великолепные характеристики были достигнуты благодаря применению совершенно нового принципа доставки заряда к цели. Тульский огненный «Шмель» жалил нещадно и стал настоящим кошмаром для моджахедов.
Неожиданный факт
Самое массовое применение реактивных огнеметов «Шмель», к удивлению многих, пришлось не на Афганистан, а на боевые действия на Северном Кавказе - бои за Чечню, Дагестан и другие районы Кавказа. Если поискать сообщения тех лет (с 1994-го по 1999 включительно), буквально через одно печатное издание можно найти в материалах упоминание о «секретном оружии», которого так боялись боевики. В отличие от Афганистана с его горами и пещерами, на Кавказе все складывалось несколько иначе. Надворные постройки, дома, гаражи – все это использовалось как огневые точки. Давить такие с помощью танков, конечно, можно было, но сопутствующий ущерб был недопустим. Использование «Шмеля» в этом случае оправдывалось на сто процентов. Одним выстрелом можно было уничтожить практически любую укрепленную точку.
Конструктивно смертоносное «насекомое» устроено предельно просто, впрочем, как и все гениальное в этом мире. Существенная конструктивная особенность этого образца реактивного огнемета – отсутствие ружья. Вместо него используется фактически пусковой контейнер, который после производства выстрела выбрасывается, т. е. РПО-А – огнемет одноразовый. При этом, по своей эффективности РПО «Шмель» превосходил все существующие подобные системы в мире. Поэтому он по сей день пользуется большим спросом за рубежом.
А Российская армия через полтора десятилетия получила новый реактивный пехотный огнемет РПО ПДМ «Шмель-М». Он стал результатом глубокой модернизации «Шайтан-трубы» специалистами тульского Конструкторского бюро приборостроения в первые годы XXI века.
Аббревиатура ПДМ расшифровывается как «повышенная дальность и мощность». Российским оружейникам не только удалось снизить массу носимого комплекта, но и значительно увеличить дальность стрельбы. Так в истории отечественных реактивных огнеметов началась новая, весьма интригующая глава.
«Шмелями» традиционно вооружают подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, морской пехоты, спецназа. Кроме России, огнеметы стоят на вооружении в армиях стран СНГ и бывших участников Варшавского договора. Пару лет назад уникальные отечественные огнеметы «засветились» в руках военнослужащих сирийских правительственных войск. Один из авторов американского ресурса «Популярная механика» тогда отметил, что, несмотря на свое «милое название», это оружие вселяет самый настоящий ужас. Удивительно, но оно может быть успешно использовано и в мирной жизни. «Шмель» прекрасно себя зарекомендовал как средство борьбы со снежными лавинами и в качестве… огнетушителя.
В статье использованы материалы:
Министерства обороны РФ;
ОАО «Конструкторского бюро приборостроения»;
Тульского государственного музея оружия.