Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Иван Купала или Иванов день.

Отмечать его начали еще в языческой древности. У восточных славян он приходился на день летнего солнцестояния - 24 июня. Но с введением григорианского календаря дата сместилась на 7 июля.

После крещения Руси языческая традиция совпала с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Есть даже мнение, что двойное название «Иван Купала» возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Но, несмотря на однозначное осуждение, ряд купальских обычаев в народной памяти сохранился и до нашего времени.

Например, считалось, что в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений.

Также наши предки верили, что на Ивана Купалу все растения наполняются особой чудодейственной силой, и поэтому торопились пополнить травяные запасы. Купальская зелень использовалась в народе как универсальный оберег: от болезней и эпидемий, сглаза и порчи, от стихийных бедствий и пожара; от змей, хищных зверей и насекомых-вредителей.

Но главным преданием праздника была легенда о цветке папоротника, который можно найти в ночь на Ивана Купалу. Тому, кто сможет сорвать его, мифический цветок якобы подарит чудесные возможности. Эта легенда отражена во многих художественных произведениях.

В. Прушковский «Цветущий папоротник» (1875)

 

Первая часть воспоминаний нашего земляка В.В. Вересаева тоже завершается упоминанием древнего предания о цветке папоротника.

Уж полночь. Свет свой ясно-серебристый

В окно мне льет луна,

И ароматом лип и резеды душистой

Вся комната полна.

Настал Иванов день. Перед рассветом

Сегодня кладов ищут по лесам,

Сегодня папоротник таинственным расцветом

К себе манит искателей...

 

Исаак Ильич Левитан.

«Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»