В этом году фестиваль народных традиций "Былина" на Куликовом поле отметил 10-летний юбилей. Одна из интереснейших площадок фестиваля - музей забытой музыки под открытым небом. Им руководит липчанин Сергей Плотников. К нему мы, участники проекта #coolpolepress, и напросились на экскурсию.
А теперь обо всем по порядку: про что рассказывали и на чем играли.
Все-таки изначально все начиналось с ударных. Хлопая в ладоши, по другим частям тела, используя подручные средства, люди извлекали звук, рождался мотив для запевки. Вы когда-нибудь видели рубель? Не руБЛь, а рубЕль. Один из самых простых и распространенных ударных инструментов. Думаю, каждый еще застал у своих бабушек деревянную доску для глажки льняной одежды? Так вот представьте, раньше играли и на ней. Позже вместо дерева уже стали применять металлические изделия. Например, на колокола не всем церквям хватало средств, поэтому монахи пользовались билами - большими плоскими прямоугольниками. Звучали они громко и вполне похоже на колокольный звон.
Позже стали появляться инструменты духовые. На площадке забытой музыки были представлены свистковые и язычковые флейты. Самый простой духовой инструмент - кугикла. Называется так, потому что делается из куги-камыша. Берут самое плотное коленце из нижней части тростника, отрезают, шлифуют, вычищают. Нижнюю часть замазывают воском. Кугикла был исключительно женским инструментом. А если уж брался за него мужчина, то мог услышать и нелестные слова в свой адрес.
На площадке можно было попробовать и самому поиграть на курской дудке, пыжатке, калюке - это все тоже народные духовые инструменты. Звук дают простой, и научиться играть на них не сложно, - народом же придумано. Как говорил один мастер, «их использовали для пастьбы коней в ночном». Ну вот и на «Былине» под звуки дудочек и в поле-то не сложно было представить себя пастухом - жаль, коровы паслись далеко от фестивальной поляны.
А вот и струнные. Начали мы с гудка - прародителя скрипки.
Как нам объяснили, этот инструмент создавали, ориентируясь на археологические находки, но вот о звучании гудка никакой информации нет. Но мы его услышали. Как только погудальцы (смычок) прошелся по двум единственным струнам гудка и запели «срежу с березы три пруточка, делаю себе я три гудочка», сразу подтянулся народ: гости почтенного возраста и маленькие слушатели.
Гусли нам более понятны и известны. Звучат они просто и однообразно. Но если бы вдруг мы оказались в 13 веке, наверняка музыкант, играющий на инструменте более чем с двумя струнами, сорвал бы овации. И еще один интересный факт. Картины, где изображены русские богатыри с большими шлемовидными гуслями, похожими на шлем, относятся к другой эпохе. Шлемовидные гусли - это 17 век, а былинные богатыри, как известно, жили раньше.
Уже ближе к нашему времени народный инструмент - гармошка. Гармошка рояльная на площадке «Былины» - экспонат начала 20-ого века. Но сохранилась она прекрасно, играет также звонко ,наверно, как и сто лет назад. По крайней мере, ритму беседы и бурным музыкальным обсуждениям способствовала.
Всех столпившихся гостей удивили живым звуком шарманки ручной работы русского мастера Игоря Пашкова. В России этот инструмент появился поздно, в начале 19 века. Его называли шарманка или катаринка - от произведения, которое чаще всего тогда игралось на нем - «Прелестная Катарина».
Час рассказа прошел как мгновение. Надо отдать должное Андрею Стрельникову, мастеру, который пел, рассказывал и погружал слушателей в сказочную атмосферу почти забытых звуков.
За час нас научили играть, дали поддержать и услышать инструменты, которые уже не используются в практике и потихоньку забываются. Вот для чего собирает всех «Былина»: сохранить наш национальный колорит и прекрасные традиции. В том числе и музыкальные.
Автор: Мария Аверкина, студентка 3 курса кафедры журналистики ТулГУ
Фото: Екатерины Коноваловой, студентки 3 курса кафедры журналистики ТулГУ