В памятные для нашего города дни героической обороны Тулы мы публикуем отрывки из книги генерала-майора В.П. Лебедева «Победители». 

 

Глава I. Оборона Тулы

Кто остановил танковые армады Гудериана под Тулой?

 

27 октября на рубеж обороны вышли два батальона рабочего полка, третий пока оставался в резерве. Полку был придан кавалерийский эскадрон для разведки и батальон по охране шоссейных дорог численностью около 130 человек.

 

Особые надежды возлагались на 732-й зенитный артиллерийский полк майора М.Т. Бондаренко, который формировался в Туле. В числе его бойцов было немало призванных из запаса туляков. Полк имел в своем составе десять батарей среднекалиберной и две батареи малокалиберной зенитной артиллерии.

 

Зенитный расчет.jpg 

Зенитный расчет отбивает очередную танковую атаку.

Фото из архива Суходольского В.Н.

 

Полки заняли решающие позиции. В районе Орловского шоссе, по левую от нее сторону фронтом на юг и юго-восток встал рабочий полк, на правую от шоссе — батальон милиции. В их боевых порядках встали батареи 732-го полка.

 

На Воронежском шоссе, левее рабочего полка оборону заняла 260-я стрелковая дивизия, насчитывающая в своем составе около 200 человек. На северной окраине города сосредоточился артиллерийский полк резерва Главнокомандования, а на подъездных путях оружейного завода встал бронепоезд №16, отозванный из-под Алексина. В Центральном парке культуры и отдыха разместился 702-й противотанковый полк, имевший в своем составе семь 37-миллимитровых автоматов.

 

Таковы были силы, которыми располагали защитники Тулы к 29 октября 1941 года. Соединения 50-й армии, разбитые в районах Брянска, разрозненные и малоуправляемые, шли от Белева.

 

Они были малочисленны, измотаны в боях. 290-я дивизия, высланная в район Ясной Поляны, вряд ли могла надолго задержать противника и в первых бы столкновениях была разгромлена частями Гудериана.

 

О чем же тогда и продолжают сейчас спорить защитники Тулы и современные историки, изучающие этот период.

 

Спор шел и идет о том, каковы роли командования и штаба 50-й армии и ее подразделений в первые дни обороны Тулы.

 

В.Г. Жаворонков в дни с 29-го октября по 1-ое ноября включительно какую-либо роль командования и штаба 50-й армии отрицал. Он заявлял и даже писал о том, что вся тяжесть руководства обороной города легла на плечи членов городского комитета обороны и его как председателя комитета обороны.

 

Л.К. Сорокин настаивал и тоже писал в воспоминаниях, что с 26 октября обороной Тулы руководило командование и Военный Совет 50-й армии.

 

Спор носил и продолжает носить принципиальный характер. Действительно в документах генерального штаба Красной Армии и в некоторых архивных источниках об этом говорится.

 

Позицию командования 50-й армии, изложенную в книге маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова «Разгром немецких войск под Москвой», изданную в 1943 году, поддерживает и Г.К. Жуков, который пользовался документами Генерального Штаба. В своей книге «Воспоминания и размышления» он пишет:

«Комитет обороны города, во главе которого стоял секретарь обкома партии Василий Гаврилович Жаворонков, сумел в короткий срок сформировать и вооружить рабочие отряды. Вместе с частями 50-й армии Брянского фронта они мужественно дрались на ближайших подступах к Туле и не пропустили противника в город.

Особое упорство и мужество здесь проявил Тульский рабочий полк во главе с капитаном А.П. Горшковым и комиссаром Г.А. Агеевым».

 

Георгий Константинович Жуков не случайно акцентирует внимание на особом упорстве Тульского рабочего полка, а не на подразделениях 50-й армии. Их в Туле в те дни просто не было.