Николай Сергеевич Тухачевский, тульский губернатор, 1824 – 1826 гг.
Продолжение. Начало http://btula.ru/fn_318496.html
«Нет порядка и уважения к начальству»
По семейному преданию Н.С. Тухачевский имел случай лично обратиться к императору с ходатайством о назначении его губернатором. Произошло это в доме купца-миллионера Кусова, женой которого стала дочь Тухачевского Елизавета. 9 сентября 1821 года Александр I пожаловал Тухачевскому чин статского советника и определил в вице-губернаторы Архангельской губернии. Два с половиной года спустя последовал перевод в Тулу на должность губернатора.
Николаю Сергеевичу Тухачевскому исполнилось уже 60 лет, когда 26 февраля 1824 года он был назначен тульским губернатором. В великосветских кругах говорили, что император решил поставить по главе региона, дворянство которого отличалось крайним консерватизмом и «принимало» далеко не всех губернаторов, человека, умудренного жизненным опытом, к тому же имевшего тульские корни. Расчет оказался неверен. Тухачевскому в силу разных причин не удалось удержаться в кресле руководителя весьма непростой губернии в центре России. «Порядок и уважение к начальству уже давно здесь из виду упущены», - писал о тульских особенностях еще в 1802 году губернатор Николай Иванов. С тех пор, учитывая несколько позорных отставок первых лиц, в Туле мало что изменилось, если не стало хуже.
«Управляя Тульской губернией год и 5 месяцев, я борюсь с чрезвычайными трудностями по бездействию земских полиций: многие заседатели дворянские и некоторые исправники, права и обязанности коих в отношении к благосостоянию жителей и спокойствию благородного дворянства суть важны в общем составе государственном управления, не токмо не исполняют в точности своих должностей, но и весьма мало понимают оные», - писал Н.С. Тухачевский 21 октября 1825 года губернскому предводителю Д.С. Мансурову.
В системе местного управления главной опорой российского губернатора дореволюционной поры были земские исправники и заседатели нижних земских судов, избираемые каждые три года из представителей уездного дворянства. Исправник в пределах уезда был таким же правителем, как губернатор для всей губернии, отвечал перед ним за все, что происходило на вверенной территории: от состояния финансов и дорог до правопорядка и работы благотворительных учреждений. Н.С. Тухачевский, наблюдавший в Архангельске, как работает эта система управления и подчинения, был шокирован полным отсутствием дисциплины и должного проявления власти в тульских уездах.
Губернатор столкнулся с «казенными денежными упущениями и рекрутскими недоимками, медленностью в производстве дел, упущениями в преследовании преступников, нарушающих общую тишину и спокойствие».
Тухачевский считал, что из-за «нерадения» исправников и заседателей пришли в негодность многие дороги, их «неустройство возбуждает на губернское начальство начальства вышнего негодование и ропот от проезжающих». Губернатор был поражен, что проблемой было даже получить от исправников внятный ответ на письменный запрос: «Я умолчу о затруднениях начальства в переписке с ними и в получении от них сведений, также о словесных их решениях при разбирательстве жалоб бедных или безгласных жителей».
Тухачевский пытался призвать исправников к ответу, заставить работать и честно выполнять общественный долг, согласно принесенной при вступлении в должность клятве. «Я испытывал разные средства к побуждению нерадивых, к внушению обязанностей беспечным; в полному обеспечению должностей и порядка назначающим; но ни замечания мои, ни выговоры, ни штрафы, ни публики таковых по губернии, ни само удаление от мест не могли исправить их», - сокрушался губернатор в письме предводителю тульского дворянства.
Тухачевский, пытаясь понять причины такого отношения дворян к службе, изучил опыт Рязанской губернии и пришел к выводу о необходимости повышать жалованье исправников и заседателей. «Образованное дворянство чуждается и избегает должностей полицейских чиновников, вверяя охранения своего состояния, своих прав и спокойствия, людям малоопытным или неизвестным своими познаниями и качествами в кругу дворянства, людям недостаточным, которые должны или совершенно впасть в бедность, если посвятить себя службе, или забыть службу, если мыслить о хозяйстве». Николай Сергеевич предложил дворянству назначить дополнительное жалованье исправникам – по 1200 рублей в год, заседателям – по 800 рублей. Именно столько доплачивало уездной полиции дворянство Рязанской губернии.
Провести реформу помешали смерть императора и восстание декабристов. На дворянских выборах в декабре 1825 года тульское дворянство больше волновало восстание на Сенатской площади и сбор пожертвований для сопровождения по территории Тульской губернии траурной процессии с гробом умершего в Таганроге императора Александра I. Губернатор Тухачевский отвечал за наличие должного количества подменных лошадей на каждой почтовой станции, ночлег свиты в пути следования, проведение прощания в храмах и лично сопровождал похоронный кортеж. Процессия покинула Тулу 29 января 1826 года, а несколько дней спустя разразился скандал.
Окончание следует...
Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды Тулы».