Николай Сергеевич Тухачевский, тульский губернатор, 1824 – 1826 гг.
«Высокие притязания и низкие пороки»
Николай Тухачевский принадлежал к древнему дворянскому роду, его предки столетия служили российскому престолу, удостоившись богатых поместий в Костромской и Орловской губерниях. К моменту рождения Николая Тухачевского (1764 год) семья лишилась былого могущества. Его отец, надворный советник Сергей Семенович Тухачевский, по данным на 1770 год, «имел в Брянском уезде будущей Орловской губернии свыше 40 четвертей. Это были остатки некогда достаточно больших земельных владений Тухачевских, а в начале XIX в. С.С. Тухачевский утратил и эти крохи… Имение жены, равно как и собственное, умел промотать», - вспоминал двоюродный брат Николая Тухачевского, известный русский мемуарист Ф.Ф. Вигель. Николай Сергеевич, по отзывам его родственника, унаследовал многие слабости отца, «был человеком с высокими притязаниями и низкими пороками, следствиями дурного воспитания и страсти к забавам и роскоши».
Будущий тульский губернатор начал службу в лейб-гвардии Конном полку, в 1791 году женился на дочери орловского помещика Надежде Александровне Киреевской и вскоре вышел в отставку в чине полковника. Семья поселилась в имении Тухачевских в Нерехтском уезде Костромской губернии. В 1796 году Николай Тухачевский был назначен нерехтским городничим, а с 1799 по 1804 год по выбору дворянства служил нерехтским уездным предводителем. Должность уездного предводителя относилась к категории общественных, за которую не полагалось никакого жалованья из казны. Считалось, что предводителями становятся исключительно состоятельные дворяне, у которых достаточно средств и времени, чтобы заниматься сословными делами, не подрывая собственное благосостояние.
Николай Тухачевский разбогател по случаю.
«Счастье долго улыбалось ему, - писал, не без иронии, Ф.Ф. Вигель. - Он избран был опекуном грудного ребенка, родного племянника жены своей, у которого было более пяти тысяч душ крестьян». Но Тухачевский не сумел сохранить имение опекаемого племянника. «Когда мальчик осиротел, у него не было ни одной копейки долгу; когда же вступил в совершеннолетие, оказалось его до трехсот тысяч рублей», - отмечал Вигель. Причины разорения поместья были очевидны: «попечитель жил слишком роскошно и расточительно».
Как только закончилась опека над племянником, Тухачевский остался без средств. Чтобы поправить материальное положение ему пришлось, несмотря на уже солидный по российским меркам начала XIX века возраст – 56 лет – проситься на государственную службу. Тухачевскому и тут повезло: он получил место вице-губернатора в Архангельске, а потом тульского губернатора.
Продолжение следует...
Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды Тулы».