Николай Иванович Кривцов, тульский губернатор, 1823 – 1824 гг.

Начало: http://btula.ru/fn_318487.html

«Анаксагор» из окружения Пушкина

Либеральные взгляды и любовь к прекрасному привели Кривцова в «Арзамас» - литературный кружок, в который входили Карамзин, Дмитриев, Жуковский, Вяземский и молодой Пушкин. «Он не был записан в Арзамасском штате, но был приятелем почти всех арзамасцев», - писал П.А. Вяземский.

Знакомство Кривцова с Пушкиным состоялось 28 июня 1817 года у Тургенева, и с тех пор завязалась крепкая дружба. В декабре 1817 года Пушкин посвятил Кривцову первое стихотворение «К Анаксагору». Как отмечал исследователь творчества поэта Н.П. Гаевский, «уже одно это сопоставление Кривцова со знаменитым греческим философом, который провел молодость в продолжительном путешествии с целью самообразования, доказывает, как высоко ставил Пушкин своего нового приятеля». В начале 1818 года Кривцов получил назначение в русское посольство в Лондон. А.С. Пушкин подарил Николаю Ивановичу в дорогу «маленькое изящное издание La Pucelle Вольтера» с автографом: «Другу от друга, 1818, марта 2». (Издание с автографом хранится в Российской национальной библиотеке, - И.П.).

«Когда сожмешь ты снова руку,

Которая тебе дарит

На скучный путь и на разлуку

Святую Библию Харит?

Амур нашел её в Цитере,

В архиве Шалости младой.

По ней молись своей Венере

Благочестивою душой.

Прости, эпикуреец мой!

Останься век, каков ты ныне,

Лети во мрачный Альбион!

Да сохранят тебя в чужбине

Христос и верный Купидон!

Неси в чужой предел Пената,

Но, помня прежни дни свои,

Люби недевственного брата,

Страдальца чувственной любви!»

Известно и еще одно стихотворение А.С. Пушкина, адресованное Кривцову в 1819 году.

«Кривцову»

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой;

Каждый у своей гробницы

Мы присядем на порог:

У пафосския царицы

Свежий выпросим венок,

Лишний миг у верной лени,

Круговой нальём сосуд —

И толпою наши тени

К тихой Лете убегут.

Смертный миг наш будет светел;

И подруги шалунов

Соберут их легкой пепел

В урны праздные пиров.

Несколько лет, проведенных Кривцовым за границей, а Пушкиным в ссылке, сначала в Кишиневе и Одессе, а потом в Михайловском, отдалили их друг от друга, но они вели переписку, из которой сохранились только три письма Пушкина, которые впервые были опубликованы в журнале «Русский архив» в 1864 году.

В своем письме от 20 декабря 1823 года, когда Кривцов уже служил тульским губернатором, Пушкин спрашивал князя Вяземского: «Что Кривцов? Его превосходительство мог бы мне аукнуть».

Тогда же Пушкин послал ему из Одессы личное письмо: «Милый мой Кривцов, помнишь Пушкина? Не думай, что он впервые после разлуки пишет к тебе. Но Бог знает, почему письма мои к тебе не доходили. О тебе доходят до меня только темные слухи. А ты ни строчкой не порадовал изгнанника! Правда-ли, что ты стал аристократом? Но не забывай демократичных друзей 1818 года. Все мы разбрелись. Все мы переменились. О, дружба, дружба!».

«Темные слухи», о которых писал А.С. Пушкин, касались истории с участием тульского губернатора Кривцова, скандального эпизода в его биографии, о котором говорил весь свет русского общества.

Продолжение следует...

Ирина Парамонова специально для сайта «Бренды Тулы».