Владимир Федорович Васильев, граф, тульский губернатор, 1820 – 1823 гг.
Продолжение. Начало http://btula.ru/fn_318484.html
Фанат Куликова поля
Указ о назначении Владимира Васильева тульским губернатором с производством в действительные статские советники был подписан 1 февраля 1820 года. 38-летний кавалер ордена Владимира 3-й ст., Анны 2-й ст. и Св. Ионна Иерусалимского командор оставил столицу и отправился в Тулу. Есть версия, что это назначение состоялось не без участия Балашова, ставшего в ноябре 1819 года генерал-губернатором пяти губерний в центре России, в том числе Тульской.
В течение трех лет службы в Тульской губернии граф Васильев «предпринимал меры по улучшению дорожной сети», в том числе по прокладке новых грунтовых дорог по проекту генерал-губернатора А.Д. Балашова. По предложению Васильева в каждом уезде были выделены специальные помещения для врачебных управ. По ходатайству Васильева Балашов разрешил выдавать населению в неурожайные годы пособия хлебом и деньгами.
11 октября 1820 года состоялось открытие здание Тульского губернского правления, где с 1818 года шел капитальный ремонт. Как вспоминал служащий Тульской городской думы А.А. Казачихин, на «освящении возобновленных присутственных мест по приглашению губернатора графа Васильева был преосвященный Авраам, военный генералитет и штатские – градской глава г. Красноглазов с купечеством. После молебна в правлении губернском говорил губернатор прекрасную речь. А после того посещали Воспитательный дом, тюремный замок и больницы и угощены все были у губернатора обеденным столом». Правда, ремонт в здании губернского правления оказался некачественным и еще восемь лет строители устраняли брак.
Граф Васильев первое время «квартировал» в Туле на ул. Киевской, в «общественном купеческом доме». 21 февраля 1821 года особняк, в котором готовились встречать генерал-губернатора А.Д. Балашова, сгорел, вместе «с украшением и мебелью». Где еще два года в Туле жил губернатор – неизвестно.
Тульский историк И.Ф. Афремов, составляя в 1850 году список местных писателей и членов ученых обществ, включил в этот перечень и губернатора Васильева. Благодаря графу Васильеву губернская типография, что размещалась издавна в здании губернского правления на ул. Киевской, впервые кроме бланков документов и текстов распоряжений и указов начала печатать книги. Первой стал статистический труд – «Общие сведения о Тульской губернии», изданный в 1820 году. Самого В.Ф. Васильева или под его именем, это неизвестно. Сама книга не сохранилась.
Но в тульской истории губернатор Васильев остался, прежде всего, благодаря хлопотам по открытию памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
Уже в первые месяцы службы в Туле Васильев, как губернатор и одновременно председатель Приказа общественного призрения, сблизился с директором училищ Тульской губернии С.Д. Нечаевым. Этот помещик Епифанского уезда был увлечен историей, первым занялся изучением Куликова поля, опубликовал данные о найденных находках, подтверждавших, что здесь состоялась Куликовская битва. Именно Нечаев стал инициатором сооружения памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Эту идею поддержал губернатор Васильев, убедив генерал-губернатора Балашова обратиться с ходатайством на высочайшее имя. Вместе с Балашовым губернатор Васильев активно агитировал тульское дворянство откликнуться на сбор пожертвований для увековечивания памяти подвига русского воинства.
«К общему сожалению нашему не видим мы никакого памятника, ниже приличного знака, знаменующего то место, на котором освобождена и прославилась Россия, - писал Васильев губернскому предводителю дворянства Д.С. Мансурову. – Я вменяю себе в неотлагательную и священную обязанность ходатайствовать на предмет сей высочайшего государя императора внимание и смею всеподданнейше ожидать утверждении Е.И.В. на сооружение памятника на Куликовом поле». Д.С. Мансуров отвечал вполне в патриотичном духе: «Какой тульский дворянин мог бы не знать, что Куликово поле находится в сей губернии, и что из сего, при Непрядве находящемся урочище излилось всем спасение от ига татарского, и после чего кто же откажется с удовольствием видеть сооружение предлагаемого памятника».
Владимир Васильев полагал, что памятник в честь победы русского оружия, «столб или часовня, или богадельня для изувеченных воинов», будет открыт уже в сентябре 1820 года, в 440-ю годовщину победы на Куликовом поле. Но в силу разных причин только в 1850 году состоялось торжественное открытие колонны-памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Мемориал был сооружен, в том числе на средства, собранные тульским дворянством при губернаторе Васильеве.
Современные тульские историки признательны губернатору Василеву за его поручение от 11 октября 1821 года уездному землемеру И.А. Витовтову, «снять ситуационный план Куликова поля и открыть места, служащие памятниками исторических происшествий». Рапорт землемера содержит первые упоминания о происхождении названия села Рождествено и Монастырщино, оценку состояния Зеленой Дубравы (осталось не более 200 полузасохших дубов), предположения о месте Красного холма и упоминание об уникальных находках на Куликовом поле. «Вероятно, что на сих-то местах была самая большая битва Дмитрия Донского с Мамаем, - рапортовал уездный землемер губернатору. – Я замечание мое подкрепляю тем, что на сем пространстве вспахиваются более бердыши, копья и тому подобное».
22 октября 1820 года один из найденных на Куликовом поле бердышей губернатор Васильев отослал в подарок министру внутренних дел графу В.П. Кочубею, «как благосклонному начальнику и любителю отечественной истории». Увы, при всей образованности Васильев не смог в полной мере осознать значимость археологических находок на Куликовом поле. Многие бесценные предметы, найденные на Первом ратном поле России и подаренные тульскому губернатору Нечаевым, известны только по публикации с рисунками в «Вестнике Европы» за 1823 год. Утрачены и «важнейшие» находки, переданные губернатору Васильеву управляющим имением графов Бобринских г. Берхолецем, который проводил археологические изыскания на Куликовом поле. Тульский историк И.П. Сахаров писал: «Берхолец и граф Васильев давно уже скончались, а с кончиною их потеряны все надежды для ученых исследований». Судьба «губернаторской» коллекции находок с Куликова поля неизвестна и поныне.
Продолжение следует...
Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды Тулы».