Николай Иванович Богданов, тульский губернатор, 1811 – 1815 гг.
Не достоин Военной галереи
Продолжение. Начало
http://btula.ru/fn_318478.html
http://btula.ru/fn_318479.html
http://btula.ru/fn_318480.html
http://btula.ru/fn_318481.html
Суровая оценка деятельности тульского губернатора Богданова в годы Отечественной войны со стороны Сената позволяет иначе посмотреть на многие факты из тульской истории 1812 – 1813 гг.
6 июля 1812 года Александр I подписал Манифест о сборе внутри государства земского ополчения, на 18 июля тульский губернатор Богданов просил губернского предводителя созвать экстренный дворянский съезд для выборов командира Тульского народного ополчения и решения других вопросов, связанных с его формированием.
«Наш тульский губернатор Николай Иванович Богданов был избран начальником над всем Тульским ополчением, и так как никто не знал друг друга до сего времени коротко, то все считали, что тульское ополчение всех лучше выбрало себе начальника. Богданов служил всегда в артиллерии, был известный человек по многим, как говорят, храбрым деяниям, к тому же настолько счастлив, что любим многими», - вспоминала о событиях 18 июля 1812 года А.И. Золотухина, супруга премьер-майора М.И. Золтухина, командира батальона Тульского ополчения.
Тульское дворянство изъявило готовность сформировать четыре пеших, два конных и один егерский полк, а также конно-артиллерийскую роту. Их командирами были выбраны генерал-майоры князь Щербатова, Миллер, Колюбякин, а также полковники Владычин, Свечин, Бобрищев-Пушкин, подполковник Беклемишев и майор Кучин. Всего через пять недель Тульское ополчение насчитывало 12 809 ратников, готовых защищать Отечество.
Из приказа М.И. Кутузова от 29 сентября 1812 года: «...При осмотре вчерашнего числа Тульского ополчения конного
казачьего полка, в команде генерал-майора князя Щербатова состоящего, с удовольствием нашел я людей довольно исправных, а лошадей к службе весьма надежных, что поставляю в приятный долг объявить по армиям с изъявлением моей благодарности: за первых - формировавшему сей полк, а за последних - благородному Тульской губернии сословию, споспешествовавшему к общей пользе столь примерным усердием».
Николай Богданов, выполняя распоряжение М.И. Кутузова, командировал части Тульского ополчения к Оке – «держать кордон» от Алексина до Каширы. 21 октября 1812 года генерал-фельдмаршал И.И. Кутузов отдал приказ Н.И. Богданову «со всем командуемым ополчением перейти к Рославлю. Главная наша армия следует к г. Вязьме». Распоряжение главнокомандующего было исполнено только месяц спустя, и уже другим командиром Тульского ополчения.
«Подвод не было, и от теплой погоды Ока испортилась. Послали к Богданову спросить, что нам делать, он велел сказать, чтобы не спешили идти», - вспоминала А.И. Золотухина. Способ переправиться на другой берег ополченцы в итоге нашли, воспользовались паромом, как вдруг пришло известие из Тулы о том, что губернатор сложил полномочия командира Тульского ополчения и назначил вместо себя генерал-майора Миллера.
16 ноября 1812 года Богданов уведомил об этом дежурного генерала при главнокомандующем всеми армиями генерал-лейтенанта Коновницына, сообщив также, что ополченцы «выступили на г. Рославль».
Решение губернатора многие офицеры Тульского ополчения восприняли как предательство: «Не выполнил своего обещания идти вместе с батальоном, остался губернатором, а не начальником Тульского ополчения, некоторые почувствовали, что ошиблись, но было уже поздно».
Вместе с Иваном Ивановичем Миллером Тульское ополчение дошло до Данцига. В сентябре 1813 года при штурме Бабельсбергского бастиона Миллер был тяжело ранен, вышел в отставку по состоянию здоровья и скончался от ран в мае 1814 года. В Тулу ополченцы вернулись уже без него.
Возвращение ратников Тульской губернии из похода отмечалось торжественно. 21 июня (3 июля) 1814 года в поле за Киевской заставой воинов встретил архиепископ Амвросий со всем духовенством «с хоругвями и крестным ходом вкупе со всеми жителями города». Во главе ополченцев процессия стройным маршем вступила в Тулу. На родину вернулись 10 штаб-офицеров, 218 обер-офицеров, 189 обер-офицеров и 7014
воинов. Состоялся молебен, затем панихида по убиенным, «угощение от города» - воинам, для офицеров – бал.
Сотни тульских ополченцев были награждены за доблесть и отвагу, проявленные в годы Отечественной войны. Портреты многих наших земляков – генералов 1812 года по праву размещены в Военной галерее Зимнего дворца. Нет там только парадного портрета генерал-лейтенанта Богданова.
Окончание следует...
Ирина Парамонова специально для сайта «Бренды Тулы»