Николай Симонович Лаптев, тульский губернатор, 1797 г.
Великий «придверник»
Николай Лаптев сделал весьма успешную карьеру по воле случая. В екатерининскую эпоху, когда все и вся решали фавориты и фаворитки, ему посчастливилось стать любимцем одного из всесильных братьев Орловых. Морской офицер Лаптев, участник легендарного Чесменского сражения 1770 года, оказался в свите графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и благодаря своему покровителю обзавелся нужными связями при Дворе. Среди друзей Лаптева, судя по его обширной переписке, был, например, канцлер Безбородко и другие влиятельные люди в Москве и Петербурге.
После окончания русско-турецкой войны Лаптев получил место в канцелярии Сената в Москве, а уже год спустя, в 1778-м, занял кресло прокурора одного из департаментов Юстиц-коллегии. Но служба в Сенате была лишь верхушкой айсберга деятельной жизни Лаптева. На протяжении несколько лет он входил в состав одной из масонских лож столицы, так называемой Провинциальной ложи, где великим мастером был князь Юрий Владимирович Долгорукий, будущий московский градоначальник. Лаптев в ложе имел статус «великого придверника», т.е. отвечал за подготовку мест проведения тайных собраний и снабжение их всеми подобающими «регалиями» для заведенных ритуалов. В эту же ложу входили также просветитель и издатель Новиков и поэт Херасков.
В январе 1788 года Лаптеву пришлось покинуть столицу. За принятие неправосудного решения был отправлен в отставку председатель Саратовской палаты гражданского суда, и Сенат командировал Лаптева на Волгу для «исправления дел».
Продолжение следует...
Ирина Парамонова специально для сайта "Бренды Тулы"