В Туле XVIII–XIX веков проживало несколько семейств с фамилией Алпатовы, не состоя между собой в родстве.
Как известно, этимология этой фамилии восходит к личному имени Евпатий (в переводе с греческого «лучший»), в просторечии перешедшему в Ипатий, а от него – в Алпат, так что она довольно проста. В казённых тульских мастерах-оружейниках Алпатовы значатся со 2-й государственной ревизии (с 1744).
С XVIII века в городе было пять династий Алпатовых-оружейников. Коренные оружейники Алпатовы жили на территории прихода церкви во имя Рождества Богородицы в Гончарной слободе, а некоторые – в приходе церкви во имя святого Георгия на Оружейной стороне. На посадской стороне Алпатовы-оружейники жили в приходах церквей во имя пророка Ильи и Крестовоздвиженской. Специальности у них были разные: ствольные мастера, ствольные присетчики, ствольные заварщики. Были ложевые мастера, литейные мастера. Алпатовых выбирали в общественные службы, например, в старосты, в мастера ствольные (1764) и эфесные. Например, «к ствольному мастерству надзиратель Ермолай Антонов Алпатов, грамотен; к эфесному мастерству староста Степан Иванов Алпатов, грамотен».
Собранные сведения характеризуют семьи Алпатовых как «содружество» мастеров высокого профессионального уровня, доб-ропорядочных людей, причём православных, хотя случались и отклонения от ортодоксального вероисповедания. В частности, в 1739 был выявлен раскольнический проповедник – учитель Никифор Федотов Алпатов.
В 1805 некто Дмитрий Алпатов определён в чёрную работу за пьянство, прогулы: прогулял четыре месяца. В 1824 Пётр Алпатов у оружейника Василия Васильева Лялина украл медь, продал своему брату. Лялин подал в суд. Вину Алпатовых доказали, заключили в заводскую чёрную работу. В. В. Лялину вернули медь, после чего братья Алпатовы письменно просили прощения . Ярче остальных фамилию прославили заводчики и они же благотворители – братья Яков и Егор Родионовичи Алпатовы. При работе с документами ревизий выяснилось, что они не урождённые Алпатовы. Иначе говоря, оружейник Иван Гаврилов Алпатов (около 1714–1754) взял на воспитание сироту по имени Трифон, по отчеству Трифонов, по фамилии Архипов (около 1732–1788), сына тульского же оружейника Трифона Мартынова Архипова. Так ветвь Архиповых стала Алпатовыми. Их дед Пётр Яковлев, отец Родиона Петрова, рано ушёл из жизни, в 1824. Он владел чугунно-литейной фабрикой и оставил в наследство внушительный капитал в 10 000 руб.
К концу XIX века чугунно-литейный завод Алпатовых на улице Литейной обрёл известность. В областном госархиве сохранилась справка, составленная Я. Р. Алпатовым о заводе. В ней сказано, что завод основан в 1801. Поначалу производство было небольшое, станки приводились в движение при помощи вертельщиков, затем был конный привод. В 1893 был поставлен двигатель. В 1903 поставлен нефтяной 16-сильный двигатель. Заводские постройки, значащиеся на генеральном плане, возведены в конце XIX. Завод специализировался на производстве утюгов, гантельнечных приборов, прессов для самоварных и скобяных фабрик, деталей для водяных и мукомольных мельниц. Производили детали для сельскохозяйственных машин, чугунные самоварные решётки, канализационные и водопроводные люки, кладбищенские ограды. Одновременно на заводе производили ремонт техники и замену неисправных деталей.
В Туле братья Алпатовы памятны как благотворители. В конце XIX века Яков Родионович Алпатов избран старостой кладбищенской церкви в Заречье (на Горнах). В ноябре 1898 он основал церковно-приходскую школу для детей. Вначале школа помещалась в наёмном доме и оплачивалась Яковом Родионовичем. Со временем возле храма возвели отдельное здание, которое сохранилось до нашего времени.
В 1910 специальный комитет по благоустройству зареченского Спасского кладбища при Тульской городской думе постановил соорудить ограду вокруг территории и повесить ворота. Проект составил инженер В. А. Михайлов. Ограду и столбы отливали на заводе Я. Р. Алпатова. В какую сумму обошлась реализация проекта, история умалчивает. Ограда и ворота сохранялись буквально до 2014 года. В 2015 исторически ценную алпатовскую ограду совершенно напрасно демонтировал городской комбинат специализированного обслуживания. А ведь она служила памятником истории точно так же, как все решётки, выполненные в тульских мастерских или заводским путём до 1917 и даже до 1920-х годов. На зареченском кладбище пока ещё целы десятки кованых решёток XIX века, мимо которых равно-душно проходят посетители, не подозревая их индивидуальную ценность…
За два века истории Алпатовы обросли родством со многими зареченскими семействами. Их могилы раскиданы по Спасскому кладбищу и всё продолжают обнаруживаться в ходе археологических поисков. Сегодня нам известны, по меньшей мере, два «алпатовских» участка, на которых сохранились памятники этим некогда знаменитым мастерам.