Поле — не самое лучшее место для зимнего путешествия: деревьев нет, ветер нескончаем, снег быстро заметает торную тропу. Это аксиома, имеющая всего одно исключение.
Эти места, яркие, полные жизни в летние дни, зимой превращаются в самого настоящего альбиноса, нескончаемое белое покрывало. Линия горизонта в облачный день почти неразличима, тает в снегу. Ощущение, что мир – только здесь, только вокруг тебя. Но ориентир есть – светлые корпуса Музея Куликовской битвы. Чуть отошел в сторону – и постмодернистское здание выглядит как затерянная в снегах антарктическая база.
Мы приехали на Куликово поле, чтобы в очередной раз открыть для себя новые возможности одного из самых современных музеев России. Нам впервые предстояла работа на сутки.
Ближайшее место для ночлега — гостевые дома Этнографической деревни Моховое - буквально в пяти минутах ходьбы от музея. Беленые, они тоже сливаются с ландшафтом. Днем их укрывают яблони, а в сумерках они и вовсе растворяются.
Темнеет быстро. «Музейные» отправляются по домам в окрестных деревнях. Дорога к нашему дому на сутки идет по плотине. Два водоема, что она соединяет, подернуты серым неокрепшим льдом. В Большом пруду длинными матовыми полосами отражаются бело-красные огни подсветки музея Куликовской битвы. Путь освещен и расчищен. Мороз, высокие снежные отвалы: кажется, что сейчас середина декабря, не меньше.
На местности мы ориентируемся быстро: наш дом недалеко от Дендрария «Парк России». Здесь растут деревья, привезенные из разных уголков страны. Буквально месяц назад мы сажали там елки, еще трава зеленая была, а сейчас из-под снега только макушки торчат.
Оказываемся на Монастырщинской стороне. Жить мы будем в Симоновом доме. Описывать его нет смысла: это – дом, куда мы все теперь готовы возвращаться.
Поздний вечер - самое волшебное время: все преображается. Этнографическая деревня выглядит как рождественская открытка. С музеем Куликовской битвы все иначе. Хотелось бы узнать, что думают водители, которые впервые ночью проезжают эти места: посреди кромешной тьмы вдруг возникает светоносный объект. Цветная подсветка и световые лучи-стрелы позволяют зданию оставаться произведением современного искусства даже ночью.
Музей, конечно, закрыт, но ничто нам не мешает подняться на смотровую площадку. Это самое высокое место. Отсюда днем видно все Поле битвы. Сейчас – белый снег, переходящий в почти черный горизонт. Над Полем Куликовым – ночь. Фонари вдоль дорожек как взлетные полосы. Тишина. И чуть уловимый запах летнего луга: как мы потом узнаем, траву косили прямо перед снегопадом.
Думаю, особенно здорово здесь встречать Новый год. Настроение праздничное создается само по себе. Какое-то ребячество в голове екает, хочется играть в снежки и в сугробах валяться. Никто и не запрещает.
А потом вернуться домой: варежки ледяные, штаны все в снегу, руки греешь на батарее. Тебе словно снова двенадцать. И никакой вай-фай не заменит кучи друзей, с которыми ты лепил снежную бабу, смахивающую на Деда Мороза.
Остается только назначить встречу: Куликово поле, Симонов дом.
Ольга Панькина, студентка 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.
Фото автора.