На 158-й день войны продолжалась Тихвинская наступательная операция. 26 ноября войска 4-й армии развернули наступление на Тихвин тремя оперативными группами. Северная оперативная группа наносила удар с северо-запада. Восточная оперативная группа наступала с востока и юго-востока. Между восточной и южной группами наступали 60-я танковая и 27-я кавалерийская дивизии. Они наносили удар на Липную Горку с задачей перехватить пути отхода противника на запад. Южная оперативная группа получила приказ выйти на рубеж Клинец — Сптомля и не дать врагу отступить на юго-запад. 

Битва за Москву. Немецкой 3-й танковой группе было приказано по достижении ею канала «Москва» повернуть на юг и наступать в направлении Красной Поляны, чтобы поддержать наступление 4-й армии. 26 ноября по приказу Ставки заняли свои боевые участки на северо-западных подступах к городу войска Московской зоны обороны. В районы Солнечногорска и Крюково прибыли 7-я и 8-я гвардейские стрелковые дивизии, две танковые бригады и два артиллерийских противотанковых полка. Одновременно в район Красной Поляны выдвинулась оперативная группа под командованием полковника А. И. Лизюкова. 

26 ноября немецкой 3-й танковой дивизии 2-й танковой армии удалось перерезать железную дорогу и шоссе Тула — Москва в районе севернее Тулы. 1-й гвардейский кавалерийский корпус П. А. Белова, 112-я танковая дивизия и ряд других частей фронта в районе Каширы не дали противнику продвинуться дальше на этом участке. На помощь сражавшимся там частям были дополнительно переброшены 173-я стрелковая дивизия и 15-й гвардейский минометный полк. 2-й кавалерийский корпус П. А. Белова переименован в 1-й гвардейский кавалерийский корпус, а 3-й кавалерийский корпус Л. М. Доватора — во 2-й гвардейский кавалерийский корпус. 

Совинформбюро. Смехотворные измышления гитлеровских фальшивомонетчиков о потерях советских войск …

Командование немецкой армии, подводя итоги пяти месяцев со дня войны на Востоке, для успокоения населения Германии выкинуло новый трюк, опубликовав фальшивые и смехотворные данные о советских потерях. Вот эти нелепые данные. За период с 22 июня по 20 ноября немецкие войска, якобы взяли 3.725.600 пленных, разбили 389 большевистских дивизий. Советские войска потеряли якобы 8 000.000 солдат, более 22 000 танков, 27.000 орудий, 15.454 самолёта, большое количество военных и торговых кораблей. 

…Для характеристики потерь немцев и наших войск за 5 месяцев войны приведём следующие неопровержимые данные: 

ПОТЕРИ НЕМЦЕВ: Около 6.000.000 человек убитыми, ранеными и пленными. Танки — более 15.000. Самолёты — около 13.000. Орудия — до 19.000… 

НАШИ ПОТЕРИ: 2.122.000 из них: убитыми — 490 тыс., ранеными — до 1.112 тыс., пропавшими без вести — 520 тыс. Танки — 7.900. Самолёты — 6.400. Орудия — 12.900. Но враг, не считаясь ни с какими потерями, продолжает рваться вперёд. Он напрягает последние силы для того, чтобы захватить Москву. Однако, как говорят, сие зависит не только от хвастуна Гитлера. Многомиллионный советский народ и его Красная Армия закончат войну только полным разгромом врага. Этот разгром врага должен начаться под Москвой. 

СОВИНФОРМБЮРО В течение 26 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на волоколамском и сталиногорском участках фронта. 

Хроника обороны Тулы 

26 ноября. Под Тулой начались решающие бои. Город был на виду у немецких войск. Но, как гласит русская пословица: «Видит око, да зуб неймет!». Так получилось и у генерала Гудериана. В результате решающих боев в конце ноября — начале декабря армия Гудериана потерпела жестокое поражение. 

Каков был расчет противника? Нанести удар 43-м армейским корпусом из района Каргашино (юго-восточнее Алексина) в направлении Суходол — Малахово и далее на юго-восток. 24-й танковый корпус с рубежа Быковка — Бельково (севернее реки Шат) наступал в направлении Дорофеевка, Ревякино, Малахово. Где-то в районе Лаптево—Малахово эти корпуса должны были встретиться, замкнуть кольцо вокруг Тулы, а затем общими усилиями раздавить защитников города. 

Где находились наши войска, защищавшие Тулу? На рубеже Каргашино — Никулино — Пронино — Кетри и далее по реке Упе до Плеханова оборонялись 238-я, 258-я и 290-я стрелковые дивизии. Непосредственно подступы к Туле с юга защищали 217-я и 154-я стрелковые дивизии, располагавшиеся на рубеже Плеханово — Михалково — Осиновая Гора. На этом участке был и второй эшелон обороны. Здесь находились часть сил 260-й стрелковой дивизии и 111-й кавполк. 

На левом фланге 50-й армии положение частей было тяжелым. Они сильно ослабли в боях в районе Сталиногорска и Венева. В это время по решению командования Западного фронта в район Каширы перебрасывались части 1-го кавалерийского корпуса (командующий генерал-майор П. А. Белов), 5-я кавдивизия уже прибыла в Каширу. 9-я кавдивизия выходила в район Зарайска. Одновременно на рубеж Кашира— Зарайск прибывали 112-я танковая дивизия (командир полковник А. Л. Гетман) и 9-я танковая бригада (командир майор И. Ф. Кириченко). Отсюда советское командование готовило удар по врагу в направлении Венева, Сталиногорска.