На 140-й день войны продолжалась Тихвинская оборонительная операция. Немецкий 39-й моторизованный корпус Шмидта занял Тихвин и перерезал железную дорогу, по которой шли грузы к Ладожскому озеру для снабжения Ленинграда.

Возникла угроза прорыва немецких войск в тыл 7-й Отдельной армии, оборонявшей рубежи на реке Свирь.

Произошло первое сокращение продовольственных норм: для войск первой линии норма хлеба уменьшилась с 800 до 600 г в день, для тыловых частей — с 600 до 400 г.

Продолжалась битва за Москву. Немецкий 53-й армейский корпус вел бои в районе населённого пункта Теплое Тульской области, а 24-й танковый корпус отражал атаки советских войск из Тулы.


Хроника обороны Тулы

Председатель городского комитета   обороны тов.  Жаворонков  вручил Тульскому рабочему полку знамя обкома партии и облисполкома. Митинг состоялся на переднем крае обороны в 300 метрах от противника.

Утром части Тульского боевого участка возобновили наступление и вышли на рубеж Басово — Шиши — Бол. Еловая. Однако контрнаступление противника, поддержанное 55 танками, вынудило наши части отступить. Несмотря на то, что цели операции не были достигнуты, контрудар наших войск причинил врагу значительный урон.

 

А эта удивительная история произошла в городе Ефремове Тульской области.

Осенью 1941 года город был оккупирован. В одном старом сарайчике без ухода, медицинской помощи и пропитания остались 52 раненых бойца.

Сорок  пять суток, пока Ефремов не освободили части Красной Армии, за ранеными тайком, по ночам, ухаживала семья Горшковых. И среди них два брата: 12-летний Володя и 14-летний Слава. Родители варили для бойцов еду, специально для этого зарезали свою единственную корову-кормилицу. На бинты порвали все имеющееся в доме постельное белье, полотенца. Под покровом ночи мальчишки пробирались в сарай и кормили бойцов.

Благодаря стараниям этой семьи все 52 красноармейца остались живы. Все Горшковы были награждены орденами и медалями «За боевые заслуги». Но самой дорогой благодарностью для ефремовцев стали письма от спасенных ими солдат. Послания приходили с разных концов фронта. Все письма начинались одними и теми же словами: «Здравствуйте, мама и папа...» И это неудивительно. Незнакомые люди за те страшные 45 дней стали для раненых бойцов вторыми родителями, спасшими им жизнь.

 

Продолжалась Ростовская операция. К исходу 8 ноября за четыре дня боев противнику ценою больших потерь удалось потеснить 9-ю армию Южного фронта на 30—35 км на восток. Командование группы армий «Юг» прекратило наступление в направлении Цимлянки и поставило перед 1-й танковой армией задачу захватить Ростов ударом по 56-й армии с северо-запада. Фронт на новошахтинском направлении стабилизировался до 17 ноября на рубеже Ровеньки, устье реки Большой Несветай. Стойкая оборона войск 9-й армии позволила произвести сосредоточение войск, объединённых в 37-ю армию, и подготовку их к контрнаступлению.

 

Совинформбюро. В течение 8 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах. Особенно ожесточённые бои происходили на Крымском участке фронта.

 

На фото:

БТ-7 - танк модели осень-зима 1941;

непролазная грязь России оказалась немцам "не по зубам".