На 139-й день войны в Москве на Красной площади состоялся парад Красной Армии, посвящённый 24-й годовщине Октябрьской революции.
Командовал парадом командующий Московским военным округом П. А. Артемьев, а принимал его маршал Семен Буденный.
Подготовка к параду
Годовщину Октябрьской революции Москва встречала на осадном положении, эвакуация города, начавшаяся ещё 16 октября, и строительство оборонительных сооружений на улицах породили массу слухов о том, что Сталин и Политбюро покинули город. Для того, чтобы развеять слухи и поддержать моральный дух страны, 24 октября Сталин вызывает к себе командующего войсками Московского военного округа генерала Артемьева и командующего ВВС генерала Жигарева и распоряжается начать подготовку к параду в условиях полнейшей секретности.
За день до парада, 6 ноября, проходит традиционное предпраздничное заседание Моссовета, однако не в Большом театре, уже заминированном к тому времени, а на платформе станции метро Маяковская. На платформе были расставлены кресла, в вагонах поезда, стоящего у платформы, установлены столы с закусками и напитками, построена трибуна, приглашённые на заседание спускались на эскалаторе, правительство прибыло на поезде к соседней платформе.
Во время заседания Сталин обратился к присутствующим с речью, которая транслировалась по радио на всю страну, а позже распространялась в виде листовок над оккупированными районами. Главной причиной неудач первого периода войны он назвал «недостаток у нас танков и отчасти авиации… самолётов пока у нас ещё меньше, чем у немцев. Наши танки по качеству превосходят немецкие танки. А наши славные танкисты и артиллеристы не раз обращали в бегство хвалёные немецкие войска с их многочисленными танками. Но танков у нас, всё же, в несколько раз меньше, чем у немцев. В этом секрет временных успехов немецкой армии». В заключение речи Сталин сказал, что разгром германской армии близок.
После заседания Сталин объявил членам Политбюро ЦК, секретарям МК и МГК о времени начала парада войск на Красной площади, которое было перенесено на два часа раньше и назначено на восемь часов, а не на десять, как обычно. Командирам частей, участвующих в параде, об этом стало известно в 23 часа, а приглашаемым на Красную площадь представителям трудящихся сообщали о проведении торжества с 5 часов утра 7 ноября.
Большие сложности вызывало само проведение парада. В частности, большие опасения были насчёт немецкой авиации, которая могла нанести удар по площади с целью уничтожения советского руководства. В связи с этим с 5 ноября советская авиация наносила упреждающие бомбовые удары по аэродромам немецких войск. К тому же за день до парада метеорологи сообщили, что 7 ноября ожидается низкая облачность и сильный снегопад. Всё это несколько разрядило обстановку.
В ночь перед парадом по личному указу Сталина были расчехлены и зажжены кремлёвские звёзды, также была убрана маскировка с мавзолея Ленина.
Проведение парада
Парад начался ровно в 8 часов 7 ноября 1941 года. Командовал парадом командующий Московским военным округом генерал Павел Артемьев, а принимал его маршал Семён Будённый. Руководство страны разместилось на обычном месте — на трибуне Мавзолея В. И. Ленина.
Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. С развернутыми знамёнами, под боевые марши, исполняемые оркестром штаба МВО под управлением Василия Агапкина, шли по главной площади страны артиллеристы и пехотинцы, зенитчики и моряки. Потом по Красной площади двинулись конница, знаменитые пулеметные тачанки, прошли танки Т-34 и КВ-1. В параде приняли участие батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, Краснознаменного артиллерийского училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и МЗО, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки, которые к 7 ноября прибыли из Мурманска и Архангельска.
Вопреки традиции проведения парада речь произнёс не принимающий парад, а сам Сталин. В этот день он сказал:
«Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»
Во время парада были приняты беспрецедентные меры безопасности — у всех солдат, участвовавших в параде, даже у тех, кто позже отправлялся на фронт, были изъяты патроны. Также были изъяты все снаряды из танков и артиллерийских орудий.
Ни один немецкий самолет не достиг площади, хотя, как было сообщено на следующий день, на рубежах города силами 6-го истребительного корпуса и зенитчиками ПВО Москвы было сбито 34 немецких самолёта.
Отзывы современников
«Паника была ужасная. И всё-таки Москва работала. Красная Пресня работала. Две недели октября и неделя ноября были ожиданием. Бесконечные бомбёжки, везде пожары, жертвы. 7 ноября мы приехали на КП и слушали Сталина по радио. И это был перелом».
«Он в два дня всей стране изменил настроение».
«Военный парад на Красной площади в Москве вселил в советских людей уверенность: все поняли, что если в такой тяжёлой обстановке, когда враг у стен Москвы, в столице традиционно отмечают годовщину Октября, значит, врагу не взять город».
Парады воинских частей прошли также в Куйбышеве и Воронеже. В Куйбышеве парад принимал К. Е. Ворошилов, в Воронеже — С. К. Тимошенко.
Была опубликована декларация президента США Франклина Рузвельта о предоставлении Советскому Союзу военных материалов на основании закона о ленд-лизе.
Продолжилась битва за Москву. Как писал немецкий историограф фон Бок: «Противник нарастил силы на юго-востоке от Калинина, ведет себя активно, даже вызывающе, и чуть ли не ежедневно предпринимает атаки в районе дороги Латшино — Калинин».
Немецкая 2-я танковая армия развернула 53-й корпус против атаковавших её южный фланг советских войск и была вынуждена отложить наступление на Тулу.
Хроника обороны Тулы
Туляки слушали по радио трансляцию парада Советской Армии на Красной площади в Москве.
Утром части Тульского боевого участка начали наступательную операцию против немецко-фашистских войск. Задачей операции было уничтожение тульской группировки противника в районе Косой Горы, Ясной Поляны и Щекина с продвижением на запад и юго-запад до рубежа Павшино, Слобода, Крапивна, Плавск, где намечалось закрепиться.
Гудериан: «7 ноября морозы впервые нанесли нам тяжелые потери».
Продолжалась оборона Севастополя (1941—1942). 18-й батальон морской пехоты вступил в бой близ селения Дуванкой (ныне Верхнесадовое) с немецкими войсками, продвигавшимися к Севастополю через Бельбекскую долину.
Матросы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин и Василий Цибулько и политрук Николай Фильченков посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Совинформбюро. В течение 7 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.