Федор Васильевич Семенов-Амурский - русский советский художник-живописец, мастер пейзажа, портрета и символико-аллегорических композиций
Федор Васильевич родился 23 марта 1902 года в Благовещенске-на-Амуре. Он рано начал интересоваться живописью. В 1920-1925 годах обучался в Благовещенском художественно-промышленном училище. С 1923 года работал художником-иллюстратором в областных периодических изданиях. В 1925 году по комсомольской путевке Ф. В. Семенова-Амурского направили в Москву для получения профессионального образования в Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где его преподавателями стали В. А. Фаворский, П. В. Митурич, Н. Н. Купреянов, И. И. Нивинский, П. И. Львов.
В 1930 году художник закончил обучение во Вхутемасе-Вхутеине. В этом же году он женится на молодой художнице Елизавете Измайловне Елисеевой, ставшей помощницей и верной спутницей на протяжении всей его жизни. Вскоре Ф. В. Семенов-Амурский стал членом секции графики Московской организации Союза художников.
В 1935 году Ф. В. Семенов-Амурский с женой и друзьями приезжает в небольшой городок Крапивну Тульской области. К сожалению, неизвестно, была ли это командировка МОСХа или самостоятельная творческая поездка. Мы знаем о ней, потому что сохранились зарисовки Крапивны 1935 года, сделанные Елизаветой Измайловной и переданные в краеведческий музей г. Дорогобужа Смоленской области (откуда Елизавета Измайловна была родом) после её смерти.
Работа Ф. В. Семенова-Амурского – «Город Крапивна. 1935 год» была опубликована на обложке каталога выставки художника, проведенной Московской организацией союза художников РСФСР в 1984 году. Где сейчас находится оригинал, неизвестно.
Несмотря на игнорирование политических событий времени, которые в его представлении не несли никакого творческого смысла, в 1946 году Семенов-Амурский был обвинен в формализме, исключен из Союза художников (переведен из членов Союза в кандидаты). Его работы не закупались, и он зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии. Однако художник много работал, создавая до тысячи произведений в год, не выставляя и не продавая их.
Искусствоведы отмечают влияние на живопись Семёнова-Амурского французских импрессионистов, прежде всего Матисса и Ван Гога. Также в творчестве мастера чувствуется обращение к древнему, первобытному искусству, он пытается найти универсальные истоки искусства, его первооснову, понять и переосмыслить средства выражения. Федор Васильевич обращается к наивному народному искусству, культуре Византии и Древнего Египта, большое уделяет детскому рисунку, сохранившему первобытную чистоту.
В 1967 году в Институте физических проблем Академии наук СССР состоялась первая прижизненная выставка художника, открытая благодаря усилиям Петра Капицы.
«Искусство Семенова-Амурского не было востребовано советской художественной системой… Не желая идти ни на эстетические, ни на содержательные компромиссы с советской властью, он выбрал эскапизм и жизнь в собственном мире, где царили его любимые французы: Сезанн, Ван Гог, Дени, Дюфи, Боннар… Записные книжки стали для художника своеобразной творческой лабораторией: в них он рассуждал о технике живописи, делал выписки из трудов философов, художников и писателей, размышлял о природе искусства. «Я люблю гулять в садах моего воображения», - говорил Семенов-Амурский о процессе своего творчества, заполнявшего и пронизывающего всю его жизнь», – пишет Анна Зайцева, куратор выставки произведений художника в Мультимедиа Арт Музей (Москва, 2017).
В 1954 году Семенов-Амурский познакомится с художником Игорем Шелковским, и их дружба длилась до самого отъезда Шелковского в Париж.
Ф. В. Семенов-Амурский ушел из жизни 21 июля 1980 года. Хранителем его творческого наследия стала его вдова Елизавета Измайловна Елисеева. Она пишет во все музеи РСФСР, предлагая в фонды работы мужа. Часть работ покупают, многие переходят в фонды музеев бесплатно. Часть произведений входят в собрания крупнейших музеев, таких, как Государственная Третьяковская галерея и Русский музей, но сотни работ хранятся в различных провинциальных музеях России и в частных коллекциях. Часть произведений художника оказываются во Франции, у Игоря Шелковского, эмигрировавшего из России в 1976 году.
В 1988 году И. Шелковский организовал выставку произведений Ф. В. Семенова-Амурского «Types» в галерее Charley Chevalier в Париже. Так началось посмертное признание художника.
В июле 2018 года Игорь Шелковской в Крапивне Тульской области открыл выставку «Ф. В. Семенов-Амурский. Истории странствий». Экспозиция стала возвращением художника в маленький городок, вдохновивший Семенова-Амурского более 80 лет назад.
«Творчество Семёнова-Амурского является постоянным напоминанием о том, что культурная традиция, которой принадлежит русское искусство XX века, - не единственная… История искусства – это не общее направление развития пластической культуры, а бесконечное число личных усилий, собирающихся для постороннего наблюдателя в траектории собственных перемещений, в маршруты одиноких путников, в карты никогда не повторяющихся путешествий». (Саша Балашов. Новая история искусства. Федор Васильевич Семенов-Амурский).