Большой вклад в развитие географии внес крупный ученый-географ и педагог, автор многих учебных и научных книг, доктор географических наук, академик Александр Сергеевич Барков, который появился на свет в Тульской губернии в XIX веке.
В РОДНЫХ КРАЯХ
А.С. Барков родился 13 (25) мая 1873 году в селе Покровском (прежнем имении Вадбольских) Епифанского уезда Тульской губернии. Учился сначала в церковно-приходской школе, преобразованной затем в земское училище. Он уже с четырехлетнего возраста умел читать, и ученье ему давалось очень легко, поэтому он был в числе «первых учеников». Земское училище Барков окончил в 1882 году.
Его отец, Сергей Игнатович, безземельный крестьянин, отставной унтер-офицер, инвалид, получил место волостного писаря в Каркадиновской волости того же уезда, и семья переехала в деревню Дудкино, где помещалось волостное правление. Писарь получал 8 рублей в месяц, позже - 10, «на всем своем», то есть без питания.
Александр Сергеевич вспоминал: «Не более чем в 50 саженях от волостного правления начинался лес, тянувшийся на Новоселки и к селу Каркадинову. Растительность его и окружающих лугов была первым объектом моих ботанических «исследований». В Дудкине я прожил с семи до десяти лет безвыездно. Читал я много, «глотал» книги, как говорил мой отец. Мы… получали «Ниву» со всеми приложениями. У нас был однотомник Пушкина, другие книги добывались случайно. Я постоянно бегал за книгами к священнику отцу Ивану».
После окончания земского училища Барков поступил в трехклассное уездное училище в городе Епифани. Отец из своего скудного жалования выделял ему 3 рубля в месяц на проживание и питание на квартире у епифанского купца Молчанова. Александр переходил из класса в класс училища с похвальными листами и наградами I степени («с книгой»). Первая книга, которую он получил в награду, была «Рыбаки» Д.В. Григоровича, а при переходе из второго класса в третий - «Рассказы Мюнхгаузена».
Из воспоминаний А.С. Баркова: «Помню хорошо зимние поездки из Епифани домой на святки или на масленицу. ... мы выезжали обычно часов в 5-6 вечера. Лошаденка плохая, а ехать 22 версты. Нередко поземка, а то и метель. Сколько раз, бывало, собьемся с дороги… Были раза три встречи с волками. Поездка продолжалась не менее четырех-пяти часов. Приедешь домой часов в 10-11, иззябший, прямо к чаю (мама всегда готовила чай и булочки или лепешки). Развяжет, бывало, обмерзший башлык и заплачет от жалости. Но ничего, все сходило благополучно».
После окончания уездного училища многие учителя советовали отцу Баркова продолжать обучение сына в Тульской гимназии. По знаниям (с латынью были проблемы) Александра приняли в 1886 году только во второй класс гимназии, хотя по возрасту надо было в третий.
На проживание и питание в Туле (даже на скромных условиях «пансионера» у местного чиновника Миловидова) требовалось уже целых 8 рублей в месяц. Отец сказал сыну: «Ты знаешь, сколько у меня всего капиталу? - 200 рублей, которые я скопил за десять лет. Вот все что у меня для тебя заготовлено. На большее не рассчитывай».
Но уже с третьего класса Александр занялся репетиторством, получая 10 рублей в месяц за ученика. Все следующие гимназические годы он занимался зачастую уже с двумя гимназистами младших классов, а летом почти всегда уезжал продолжать занятия к ученикам в имения.
Барков вспоминал: «Учился я в гимназии хорошо, но в старших классах - хуже, со второго и третьего места в классе спустился до восьмого - десятого. Главной причиной были частные уроки; ведь я начал помогать моим старикам, посылая им 5-8 руб. в месяц. Дело в том, что произошло слияние мелких волостей… отец остался «за штатом»… Уже на второй день после получения аттестата зрелости многие из нас надели студенческие фуражки! Устроили поездку на лодках по р. Упе. Было очень весело. Пели хором «Гаудеамус». Все шло хорошо, распрощались. Я заехал к моим старикам в Дудкино... Не знаю, по какому поводу я виделся с урядником. В разговоре он таинственно сообщил, что ему поручено следить за мной, потому что, «видите ли, во время гулянья на р. Упе вы пели какие-то недозволенные песни».
В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
На выбор дальнейшего обучения Александра Сергеевича на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, куда он поступил в 1894 году, очень повлияла, по его собственному признанию, проведенная в старших классах гимназии экскурсия в весенний пригородный лес с изучением местной растительности.
Про свое обучение в университете А.С. Барков вспоминал: «Это был блестящий период в истории физико-математического факультета Московского университета. Физику читали Александр Григорьевич Столетов, Николай Алексеевич Умов, зоологию – Анатолий Петрович Богданов, сравнительную анатомию – Михаил Александрович Мензбир, Александр Андреевич Тихомиров, ботанику – Климент Аркадьевич Тимирязев, Иван Николаевич Горожанкин, физиологию – Иван Михайлович Сеченов, химию – Николай Дмитриевич Зелинский и Владимир Васильевич Марковников, анатомию человека – Дмитрий Николаевич Зернов… Я был в восторге от всего, что видел и слышал. Аккуратно посещал лекции и практические занятия. Вечерами занимался в читальном зале Румянцевской библиотеки…»
Первая научная работа Баркова, удостоенная в 1897 году золотой медали, была посвящена чисто ботанической теме на материале Тульского края. Но вскоре склонность к ботанике уступила место глубокому интересу к географии. Сильное влияние на него в этом отношении оказал профессор Д.Н. Анучин, создавший именно в эти годы русскую университетскую географическую школу. А.С. Барков становится убежденным и последовательным «анучинцем» - достойным продолжателем идей этого крупнейшего географа.
В 1898 году после окончания университета с золотой медалью и дипломом I степени Александр Сергеевич вследствие стесненного материального положения не остался готовиться к профессорскому званию, а начал преподавать географию в средней школе, стараясь перестроить подход к этому учебному предмету. Убеждения Баркова по перестройке школьного курса географии разделяли и его будущие соавторы – также ближайшие ученики Д.Н. Анучина – А. А. Крубер, С.Г. Григорьев и С.В. Чефранов.
«Для нас были ясны пороки школьного преподавания географии, - вспоминал А.С. Барков. – Но как их можно было устранить, этого мы по существу не знали. Что-то нужно было сделать. Прежде всего, как сделать уроки географии «интересными»? Для этого надо было отойти от сухих учебников… Мы решили издать хрестоматию, выбирая из описаний путешественников то, что нам казалось более типичным для страны и более интересным».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хрестоматии, а затем и учебники были созданы этой «четверкой» авторов, обеспечив все разделы тогдашней программы по географии. Также они выпустили учебник и по общему землеведению («Начальный курс географии») и по страноведению как России («Курс географии России»), так и зарубежному («Курс географии Европы» и «Курс географии внеевропейских стран»).
С целью изучения методов преподавания естествознания и географии Барков несколько раз выезжал за границу (во Францию, Швейцарию, Северную Италию, Германию, Австро-Венгрию). Эти поездки он совмещал с учительскими экскурсиями, в ходе которых знакомился со многими ландшафтами Западной Европы.
До 1925 года Александр Сергеевич преподает непосредственно в школе, при этом 12 лет работает директором школы в Москве, а с 1920 года – заведующим школьным подотделом Московского отдела народного образования. Затем он переходит на работу в высшие учебные заведения – в педагогические институты Москвы, а с 1931 года - в Московский университет. С 1926 года Барков – профессор, с 1935 года – доктор географических наук, с 1944 года – действительный член Академии педагогических наук РСФСР, с 1943 по 1950 годы – заведующий кафедрой физической географии зарубежных стран Московского университета.
Кроме того, Александр Сергеевич являлся активным членом Географического общества и Московского общества испытателей природы. Он участвовал в экспедиционных исследованиях карстовых районов Московской области, Крыма, Пинеги, Жигулей, района Белгорода, Копет-Дага, при проведении проектных работ Волгостроя и при строительстве угольных шахт в Щекинском районе нашей области.
Многообразна деятельность А.С. Баркова, не прекращавшаяся до последних дней его жизни, в области школьной географии: создание стабильных учебников по географии для средней школы, выступление с рядом статей в журнале «География в школе», руководство географической секцией Учебно-методического совета при Министерстве просвещения РСФСР, деятельность в Академии педагогических наук, разработка и чтение курса методики преподавания географии...
В плане страноведения А.С. Барков особенно интересовался природой Африки. Находясь уже в преклонном возрасте, больной, переживший временную почти полную потерю зрения, он неустанно следил за ходом изучения этого материка, находил силы быть в курсе его новейших исследований и к своему 80-летию закончил капитальную сводку по физической географии Африки.
28 декабря 1953 года смерть застала Александра Сергеевича за переработкой к новому изданию его «Словаря-справочника по физической географии» (он вышел посмертно в 1954 году, а затем еще раз в 1958 году).
Заслуги А.С. Баркова были отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, званием заслуженного деятеля науки РСФСР и медалью имени К.Д. Ушинского. Одна из вершин на острове Парамушир (Курильские острова) названа именем Баркова.