Совсем недавно многие вдруг обнаружили, что на стене восточной трибуны треке, оказывается, есть некая мозаика, которую неплохо бы сохранить. Эта неожиданная находка дала повод поговорить и об артефактах уникального тульского трека и о том, как вообще мы сохраняем память о славном прошлом.
Павильоны и земляные валы
В это трудно поверить, но восточная трибуна появилась на тульском треке достаточно поздно. Ее начали строить только в 1964 году. Уже рядом бушевали страсти на переполненном 20-тысячнике «Тульские Лужники», нынешний «Арсенал», а народ на треке по-прежнему ютился на одной западной трибунке, которая, правда, к тому времени вмещала около пяти тысяч болельщиков. Все остальные зрители наблюдали за гонками с окружавших трек земляных валов. Это хорошо видно на некоторых старых фотографиях.
Первую западную трибуну, а по тогдашней терминологии павильон, построили еще до революции. Опять же, если судить по фото, была она двухярусной. Во время заездов респектабельной публике подавали кофе и десерты. Однако мест для сидения было очень немного. Например, согласно инвентаризации 1925 года на треке имелись павильон деревянный с железной крышей размером 56 х 15 аршин с электрической проводкой внутри павильона и снаружи по второму этажу, сторожка деревянная, с железной крышей размером 5 х 5 аршин, сарай деревянный, крытый железом, размером 5 х 8 аршин. Все кругом деревянное, в общем. Также на баланс была поставлена трековая бетонная дорожка, 406 х 59 саженей, вокруг которой была устроена оградительная решетка, за исключением одного виража, т.н. Басовского. То есть, по-видимому, обращенного к нынешней улице Агеева.
А вот теперь о трибуне! Против павильона и рядом устроены места для сидения до 500 человек и 34 ложи по 4 места. Внутри стадиона устроены места для сидения до 250 мест. То есть, получается, можно было наблюдать за соревнованиями и внутри гоночного кольца. Также внутри трека была устроена гаревая беговая дорожка длиной 306 метров и шириной 4 метра.
Новую западную трибуну сделали после реконструкции тридцатых годов. «Наш тульский трек не может быть назван хорошим, так как ширина его дорожки узка (4,85 метра), наклон виражей мал (21 градус и 23 градуса) и переходы с прямой на вираж имеют резко выраженный характер. Все эти недостатки отрицательно сказываются на увеличении резвости, не дают возможности проводить заезды с одновременным количеством участников свыше шести человек и совершенно не допускают устройства лидерских гонок, самых интересных и захватывающих в велоспорте», – писал тогда в «Коммунаре» один из братьев Гееков, известных в городе энтузиастов спорта. Лидерские гонки, о которых он пишет – это когда гонщик разгоняет скорость за спиной идущего впереди лидера – моториста, не получались из-за того, что, разогнавшись как следует, участники гонки просто не удерживали равновесие и падали, или с риском для жизни вылетали за вираж.
(фото: трек 20-х годов. Счастливчики наблюдают за гонками с западной трибуны, все остальные - с земляных валов)
Проект реконструкции трека выполнял тульский инженер Б. Г. Нестеренко, сам в прошлом гонщик. Открытие обновленного трека состоялось 30 июля 1939 года. Вместо винтажной, но неудобной старой западной трибуны соорудили новую, которую венчала в духе времени некая беседочка с колоннами, на долгое время ставшая одним из главных артефактов тульского трека. Именно на этой трибуне в толпе обычных зрителей сиживал Василий Сталин, когда приезжал в Тулу.
К сожалению, когда в новые уже времена дошло до реконструкции, памятные колонны никто не пожалел и не защитил. Старую, дышавшую на ладан трибуну снесли и построили вместо нее административное здание.
Восточная трибуна, как мы уже сказали, появилась на треке только в середине шестидесятых годов. Таким образом, вместимость трека увеличилась до десяти тысяч зрителей, и мест иногда все так же не хватало. Но по-прежнему толпы мальчишек и прочих безбилетников смотрели за гонками с южного и северного земляных валов. Спортсмены проносились совсем близко, казалось, можно дотронуться до них рукой, и это было круто. С валов публику особо никто не гонял. Представляли они весьма колоритное зрелище, поскольку в паре метров от бортиков росли развесистые деревья, и все вокруг трека еще и утопало в зелени. Деревья эти окончательно выкорчевали в ходе реконструкции 1986 года.
Тогда-то, после того, как 9 мая 1986 года трек открылся вновь, на нем и появилась мозаика неизвестного автора, о которой так много писалось последнее время. Плохая она или хорошая, но, по сути, это сейчас самый старый артефакт на треке. Все остальное давно утрачено.
Также в 1986 году сделали долгожданный подземный переход в южной части восточной трибуны, чтобы можно было безопасно проходить внутрь кольца.
Впрочем, есть и еще одна невидимая миру частичка старого трека. Во время капитальной реконструкции надо было сделать более скоростное и современное полотно. Прежнее уже разваливалось на глазах – местами его протерли так, что была видна арматура. Туляки придумали уникальную по тем временам технологию. Если на прежнем полотне было восемь температурных швов, теперь их осталось два, совершенно невидимых. Новое полотно состояло из нескольких слоев. Бетон – только сверху. А под ним несколько слоев шифера или рубероида и полиэтиленовой пленки. Основанием же для этой конструкции послужило старое полотно древнего трека, видевшее заезды лучших гонщиков мира. Его покрыли чистейшим речным песком, а затем положили сверху все то, о чем мы сказали.
Первый в СССР крытый трек
Одна из главных, так и не решенных до недавнего времени проблем оставалась крыша над полотном. Велогонки – не футбол, они не могут проходить при любой погоде. Сколько раз бывало – заморосил дождь, и гонки приходится переносить. Ждут, когда полотно высохнет.
Тула вообще-то могла стать одним из первых, если вообще не первым в СССР городом с треком под крышей. Во всяком случае, еще в ноябре 1960 года президиум федерации велоспорта СССР высказался за строительство зимних треков и принял решение ходатайствовать перед компетентными органами об оборудовании таких треков в Москве, Ленинграде, Киеве и Туле.
Интересно, что буквально за полторы недели до заседания федерации в тульском «Молодом коммунаре» появилась заметка за подписью чемпиона России 1910-1912 годов П. Степанова (Калашникова). «Как москвич я хочу, чтобы закрытый трек был построен в Москве, но все факты говорят за то, чтобы такой трек был возведен именно в Туле, – писал он. – В Москве имеется открытый трек на стадионе Юных пионеров, который большей частью пустует. Гонок проводится очень мало, да и те не блещут ни организацией, ни техническими результатами. Трибуны почти всегда без зрителей. В то же время велосипедный спорт на тульском треке крепнет и развивается. … Следовательно, закрытый трек нужно строить только в Туле. Кстати, Тульская область вышла на первое место в 1960 г. по подготовке мастеров спорта РСФСР».
Идея где-то в верхах муссировалась долго, но к 1966 году, похоже, практически обрела реальность. В конце 1966 года тульский обком партии за подписью секретаря обкома Олимпа Чуканова от имени также облисполкома и Совета профсоюзов пишет письмо председателю Совета министров РСФСР Г. И. Воронову о выделении капиталовложений для строительства в Туле крытого велотрека стоимостью 2,5 миллиона рублей при долевом участии профсоюзов.
«Крытый трек крайне необходим для развития велосипедного спорта. Отсутствие в стране такого спортивного сооружения отрицательно сказывается на подготовке и выступлениях советских велосипедистов как у себя на родине, так и за рубежом. Просьба о строительстве крытого велотрека в Туле объясняется тем, что город является родиной велоспорта на треке, здесь выросло большое число ведущих спортсменов Советского Союза и мира и в настоящее время Тула стала основной базой подготовки велосипедистов на треке.
Индивидуальный проект крытого велотрека и часть рабочих чертежей имеются. При положительном решении вопроса о выделении средств на строительство крытого велотрека, одновременно просим разрешить в 1967 году провести все проектно-изыскательские работы, имея в виду начало строительства в 1968 году и завершение его в 1969 году».
Дотошный читатель, конечно, задастся вопросом: почему письмо не подписано самым первым лицом в области? Но, прежде всего, промышленность региона тогда курировал именно Чуканов, а во-вторых, за подписью Юнака в те же дни уходили письма в другие спортивные инстанции – с просьбой о включении футболистов «Металлурга» в класс «А», тогдашнюю первую лигу.
17 декабря 1966 года Чуканов обращается уже к первому заместителю председателя Госстроя РСФСР Г. И. Сухареву с просьбой разработки
индивидуального проекта крытого трека: «типовые проекты подобного рода зданий отсутствуют, проекты аналогичных зданий для повторного применения не подходят по объему. Тульский обком и облсовпроф просят дать разрешение на разработку индивидуального проекта крытого велотрека. Проектной организацией является мастерская №22 института Моспроект».
О том, что случилось потом, и почему практически уже готовое решение тулякам не удалось пролоббировать до конца, можно только догадываться. Предположим, что в очередной раз был взят курс на строительство промышленных объектов, а относительно социалки решили, что пока хватит – в Туле к тому времени уже шло активное строительство нового здания театра и плавательного бассейна.
Аллея тульской славы
В 1996 году рядом с наследником знаменитого циклодрома появилась стела в честь столетия тульского трека. Ее авторы – тульский архитектор Вячеслав Зайцев и скульптор Вячеслав Горяный. Это творческое содружество до этого порадовало нас другим монументальным юбилейным сооружением – памятником в честь столетия Белоусовского парка. И, в общем-то, стелы, посвященные треку и парку немного даже и похожи.
Также в 1990 году на восточной трибуне трека была открыта памятная доска в честь легендарной личности в истории тульского спорта, гонщика Дмитрия Соловьева. Дмитрий Александрович выступал на этом треке с 1916 по 1951 годы. Не надо сильно напрягать фантазию, чтобы представить, сколько всего за это время в нашей стране произошло. Но славился он не только этим. Дмитрий Соловьев был настоящей личностью, символом спортивной честности и благородства. А это во все времена дорогого стоит.
(фото: участники гонки Москва - Тула 1939 года. Видно, что трибуна на реке уже другая)
Открытия мемориальной доски долгие годы добивался удивительнейший человек, энтузиаст велоспорта Михаил Николаевич Тылкин. Не было никого в Туле, причастного к спорту, кто бы не знал Тылкина. Ему не было суждено даже попробовать прокатиться по треку. До войны, по его словам, у отца не было финансов, чтобы купить велосипед. А в 1943 году на войне Михаила Николаевича тяжело контузило, из-за травмы позвоночника отказали ноги. После восьми месяцев в госпиталях его выписали инвалидом с рекомендацией долечиваться в домашних условиях. Ходил он, опираясь на палочку, заметно припадая на искалеченную войной ногу. При этом никто никогда не видел его в плохом настроении. Наверное, это бывало, но – не на людях. Это был очень позитивный и отзывчивый человек. Михаил Николаевич много сделал для того, чтобы память о великих тульских гонщиках и знаменитых гонках жила. Он писал книги, заметки в газетах, у него всегда, в любое время, можно было получить любую консультацию по истории тульского велоспорта. Его главная книга так и называлась: «Моя любовь – велосипед».
Когда-то он добивался памятной доски великому Дмитрию Соловьеву. Может, сейчас несколько поколений спортивной общественности, выросшие и на его публикациях тоже, отдадут долг и выступят с инициативой увековечивания памяти души тульского трека – Михаила Тылкина? В идеале
– городской скульптуры у трибуны древнего циклодрома, к прославлению которого Михаил Николаевич имеет самое прямое отношение.
И вообще как-то странно, что при невероятной истории этого спортивного сооружения, на его стене сиротливо ютится только одна мемориальная табличка. А как же первая в СССР чемпионка мира Любовь Кочетова? Первый в СССР чемпион мира по велогонкам Сергей Терещенков? Шестикратная чемпионка мира Тамара Гаркушина? Великий спринтер Сергей Копылов? Первый тульский олимпийский чемпион по велоспорту Виталий Петраков? Почетный житель Афин, олимпийская чемпионка Ольга Слюсарева?
А ведь это только велоспорт. Показательный пример. В недавний юбилей величайшего спортсмена Советского Союза Евгения Гришина состоялось возложение цветов к его бюсту на Аллее славы ЦСКА. У нас же, на родине Евгения Романовича, который всегда и везде говорил: я – туляк!, втихую, не сообщив никому, лишь открыли мемориальную доску на доме, где он жил. Открыли, и тут же забыли.
Сейчас много говорится о патриотизме. О каком патриотизме можно вести речь, если спортивные герои в Туле дежурно забываются на следующий день после того, как их таковыми объявили.
(фото: так выглядела беседочка с колоннами на западной трибуне трека)
Сейчас очень много внимания уделяется развитию физкультуры и спорта. И, наверное, настало время хотя бы частицу этого внимания переориентировать на тех, кто добивался великих побед, спортивных достижений во имя Тулы, во имя своей родины. Как это может быть – вопрос дискуссионный. Может, просто аллея героев на стадионе «Арсенал», с бюстами или хотя бы фотографиями великих спортсменов области. Или целая площадь сразу за входом на стадион, где каждый из наших чемпионов может присутствовать при открытии своей звезды. В любом случае эти люди заслуживают не просто того, чтобы о них вспоминали, но и о них знали.