Так распорядилась история, что рождение на развалинах турецкой Кафы русской Феодосии почти совпало с возникновением такого явления в мировой истории, как «Русское Освободительное движение». Во всяком случае, именно это название последние два века большинство исследователей используют для обозначения того конгломерата общественно-политических движений, партий, группировок и организаций, кипучая деятельность которых привела к Русской Революции и в конечном счёте к крушению Российской империи и образованию СССР. Попытки изучения «мистического движения» в Крыму, предпринимались исследователями уже в XIX - нач. XX вв. историками Бертье-Делагартом А.Л., Бертреном Л., Маркевичем А.И. Именно последний, избегая острых углов, охарактеризовал весь комплекс явлений: от протестантских сект до масонских лож «мистическим движением». Но тесные связи русских историко-археологических обществ, или вернее ряда их членов с масонами, накладывала на эти исследования определённый отпечаток.
После присоединения Таврического полуострова к Российской империи в 1783г. правительство озаботилось разоренного продолжительной войной края и его экономической и общественной абсорбции в состав Империи. С этой целью в русское подданство активно привлекались иностранные поселенцы. В первую очередь греческие, албанские и валашские, не только обязанные военной службой, но часто владеющею целыми флотилиями мореходных судов и изрядными экономическими средствами. Кроме них правительство надеялось и на дееспособных французских, итальянских и германских эмигрантов бегущих от революционных войн раздирающих центральную Европу в последней четверти XVIII века. Чередой последовали Высочайшие указы о льготах и пособиях городам Таврическим: 22 февраля 1784 г. «В рассуждении выгодности положения Феодосию, иначе Кефой именуемую, повелено открыть оную для всех народов, в пользу торговли их с Российскими подданными». 13 февраля 1798г. При объявленном постановлении на Таврическом полуострове порто-франко на 30 лет, Феодосия восстановлена городом, с назначением его главным пристанищем для приезжающих в Крым греков и с предоставлением поселяющимся там иностранцам разных льгот и преимуществ, Феодосии и Евпатории было даровано право беспошлинного провоза товаров и такая же доставка их во все регионы полуострова. .. иностранцам же, которые пожелают там поселится гарантировалось «надежное и безопасное пристанище и убежище» . Эти указы в последствии неоднократно подтверждались и дополнялись, давая неимоверные льготы иностранной торговле в Тавриде. И они поехали…
Массовое переселение иностранных подданных на Юг России продолжалось вплоть конца первой четверти XIX. Волны греческой эмиграции, сменялись французской и итальянской, а эти в свою очередь германоязычными переселенцами из Франции, Швейцарии и Германских государств. Большинство переселенцев принесли с собой безусловно положительные элементы достижений европейской сельскохозяйственной и городской культуры. Большинство из них крайне серьёзно относилось к переселению на новую родину и очень быстро ассимилировалось создавая серьёзные и конкурентоспособные сельскохозяйственные промышленные и торговые предприятия, заставляя своих русских соседей пересматривать свои взгляды на хозяйственную деятельность, что бы выстоять в конкурентной борьбе.
Но в то же время, некоторая часть переселенцев в Новороссию, несла с собой и идеи «Просвещенной Европы». В оценке моральных качеств и культурного уровня этих новоявленных цивилизаторов, Мальбруков всеевропейской культуры, согласны решительно все русские мемуаристы и исследователи XIX века.
«К сожалению, революция выгнала из Франции подонков общества, тысячи невежд, которые разнесли по всей Европе гордость, пустое тщеславие...». Они — «истощенные развратом и бежавшие в Россию», «от них мы приняли все пороки, заблуждения, чванились знакомством с ними, отвергли веру в Бога . Огромное значение в этом играло более высокое поверхностное образование эмигрантов, приводившее в восторг русское более-менее образованное население.
Эти эмигранты водворили у нас тысячи пороков, о которых в довольтеровские времена и не слышали. Это была Франция, уже давно исповедовавшая идеи Просвещения и задолго до власти якобинцев наслаждавшаяся остротой ума Монтескье, Вольтера и Руссо, идеалами Брута и доблестями Плутарховых героев. Но так как сами идеалы античных героев не чужды были самых грязных пороков, а педерастия входила и в официальный перечень античных «моральных» доблестей, так как едва ли можно прочесть хоть одну страницу Платона, чтобы не наткнуться на упоминание о ней, а то и просто на апологетику этого извращения, то и приверженцы античной культуры в просвещенной Европе не могли не привести к нам и эти «достижения» в области «освобождения от предрассудков» .
Первые русские масонские ложи возникли как филиалы масонских орденов Западной Европы, с самого начала отражая политические интересы последних. Главный постулат новоиспеченных масонов - мнение о духовной и культурной неполноценности России, ее темноте и невежестве, которые необходимо рассеять путем масонского просвещения. Опорой масонского проникновения в Россию стала часть правящего класса и образованного общества, оторвавшегося от народа, не знавшая и даже презиравшая его национальные основы, традиции и идеалы. Это предопределило антирусский характер развития масонства в России. С масонства начинается сознательное повреждение русского образованного общества и правящего слоя. Оторвавшись от отеческих корней, они ищут "ключи к таинствам натуры" в западных ценностях бытия. Эти люди, ориентированы на запад и стремление найти истину для себя в чужой жизни, приводит к болезненному духовному раздвоению. Русское масонство заявляет о себе как о сообществе, спаянном узами морального и мировоззренческого единства. Однако императорская власть усмотрела в масонстве не только идейную, но и политическую опасность.
Вначале царствования императора Александра I русские масоны различных направлений объединены были только одной мыслью: вернуть Ордену Вольных Каменщиков утраченное им в России значение. Холодное отношение правительства Екатерины II было великим испытанием стойкости масонов, большинство братьев поколебалось в верности орденским заветам и прекратило собрания в ложах. Однако, как показало, будущее эти братья просто выжидали благоприятных времен. Ложа Пеликана и благотворительности сберегла заветы шведской системы; акты братства Злато-Розового креста хранились у И.А.Поздеева и А.О.Лабзина, который в последний год царствования императора Павла усиленно старался привлечь новых членов в тайно образованную им розенкрейцерскую ложу; старания его увенчались успехом. На самом рубеже двух веков, 15 января 1800 г. в Петербурге начала работу ложа «Умирающего Сфинкса» под управлением Лабзина. По необходимости, работая втайне первое пятилетие ложа, принимала большие предосторожности, чтобы ее собрания не были обнаружены. Власть Лабзина была очень велика, братья должны были беспрекословно ему повиноваться, ни в какие другие общества или ложи без формального на то его разрешения не переходить, никакому иному масонскому начальству не повиноваться, если на то не последует указания.
В 1802 г. действительный камергер А.А.Жеребцов открыл в Петербурге ложу под наименованием «Соединенные друзья». (французская система). Несколько позднее, чем в Петербурге, а именно в 1803 г., стараниями тех же московских розенкрейцеров, в Москве открылась тайная ложа под председательством сенатора Голенищева-Кутузова П.И.– ложа «Нептуна». Членов ложи питали алхимическая и магическая литература. Ее члены, включая князя Михаила Кутузова, начали играть ключевые роли в политической жизни России. В том же году группа французских подданных организовала в Одессе ложу "Понт Эвксинский", официально зарегистрированную в 1817г. Она была ориентирована на французскую систему, и имела огромное влияние в Новороссии. Среди ее 70 «братьев» были генерал от инфантерии (с 1811г.) А.Ф. Ланжерон и профессор Огюст Лоран. А.А. Жеребцов состоял членом более 20 лож, в том числе и иноземных. В кругах русского масонства известен как «Рыцаря венчанного креста» и девиз имел: «Вскоре ярче заблестит». При этом он остаётся личностью более чем туманной, не смотря на многочисленные должности при Императорском дворе и в Министерстве Иностранных дел, а так – же огромных архивов им оставленных, до сих пор не известны даты его рождения и смерти (обычно указываются даты: 1781-1832 ), ни многие факты биографии. Нет даже его портрета.
Именно стараниями А.А. Жеребцова в Феодосии, бывшей генуэзской Кафе и турецкой Кефе, была основана Ложа «Иордан» (loge du Jourdain), единственная до сих пор известная масонская ложа в Крыму . По другим сведением ложу учредил А.Ф. Ланжерон . С другой стороны, исследователь истории Феодосийского Музея древностей И. В. Тункина утверждает, что непосредственным основателем ложи был Феодосийский градоначальник, статский советник С.М. Броневский . Разнятся и даты основания Ложи. По одним данным работа ложи началась 16 мая 1812г. , по другим - 13 августа 1812г . Но, скорее всего, непосредственным инициатором создания Ложи Иордан был Жеребцов, что подтверждается сохранившимися актами в его архивах, в архиве которого сохранились акты подтверждающие этот факт.
Выбор Феодосии, для открытия ложи был совершенно не случаен. В сакральном пространстве масонского и не только восприятия Космоса, Таврида была сосредоточением мистических тайн и легенд, часть из которых входила в состав масонского корпуса легенд и преданий как тайной, так и явной его части.
В первую очередь нужно сказать о таком масонском символе, как Кафинский узел, иногда именуемом Генуэзским или Крымским. Этот символ использовали практически все масонские ложи всех уставов и направлений. Его используют при украшении масонских лож во время церемоний, одежд масонов и знаках лож. Его описания имеется в большинстве справочников по масонству, раскрытие внешнего смысла примерно идентично. Вервие с кафинскими узлами символизирует неразрывную братскую цепь, а также воплощает соответствующие добродетели: согласие, гармонию, взаимное вспомоществование и братскую любовь. Также символика кафинского узла сродни символике затяжной петли и неразрывно связана с ритуалом посвящения в первый градус, таким образом воплощая невозможность духовно оставить масонский Орден, единожды в него вступив, поскольку, вне зависимости от административного членства, если кандидат единожды признал, что готов следовать путем масонских добродетелей и быть верным основополагающим принципам Ордена, он навечно остается Вольным Каменщиком и братом, по крайней мере, в духовном плане. В отличие от христианской мифологии гностики полагали, что змея и есть само происхождение жизни, освободившее Адама и Еву от оков предрассудков. Змея становится образом, первым мятежником мировой истории, который отнимает у богов их святые тайны и приобщает к ним людей. Хвост змеи в конце образует так называемый «масонский узел», свеча символизирует малый свет - первые шаги неофита в области оккультных знаний, крест и роза - обретение знаний и пентакль — высшую ступень мастерства. Но в то же время не удалось обнаружить ни единого упоминания о времени и причине возникновения самого название «Кафинский» …
В масонских таинствах, легендах и обрядах огромное значение имели религиозные воззрения и мифологический комплекс до-христианского мира. Вольные каменщики напрямую связывали историю своего братства с древними орденами «посвященных» и жреческими коллегиями Древнего Египта, Греции, Рима и др.
Таких легенд связанных с Черным морем и Тавридой множество. Больше всего будоражили разум масонов и лирически настроенных жителей Империи легенды о Ахиллесе-Понтархе, Ифигении Таврической её храме, Белом острове, походе Аргонавтов и др . Эти легенды послужили основой для таких произведений А.С. Пушкина, как Руслан и Людмила», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о мертво царевне» и многих других. Храм Девы искали многие именитые члены масонских орденов, например уже упоминаемый нами граф А.Ф. Ланжерон . Активными археологическими и историческими изысканиями занимались и члены ложи Иордан, на чем мы остановимся чуть далее.
Другая причина размещения Ложи в Феодосии, была безусловно, чисто техническая. Феодосия хоть и лежала в этот период в руинах, с 1804г. начала быстро отстраиваться. Многочисленные льготы и привилегии привлекали купцов, как русских, так и иностранных. Очень быстро росло население. Так с 289 человек (1802г.) в течении 10 лет увеличилось до 5 000 (1812). 23 февраля 1804 г. в Феодосии Императорским указом создано градоначальство. Первым феодосийским градоначальником и военным губернатором становится генерал от инфантерии А.С. Феньш, Ему выделяются средства на городское строительство /около 400 000 рублей/, объектами первоочередного внимания становятся здания порта, две пристани, набережная, карантин и таможня, казармы, водопровод. Для разбора завалов и развалин в Феодосию направляется пехотный полк и 2 роты пионер. Началась постройка карантинной стены, остатки которой сохранились до сих пор. Для несения карантинной службы из Судака в Феодосию была переведена инвалидная команда. Солдаты убирают камни с улиц, восстанавливают разрушенные фонтаны. Для размещения полка в казармы перестраивают бывший ханский дворец. В 1804 году определен план будущей за¬стройки города, и в Феодосию направлен специалист - архитектор. Кстати, кроме большого количества солдат, к восстановлению города привлекались и колодники из соседних губерний числом до 500 человек. Для покрытия части расходов городу было предоставлено право на доходы от винной продажи и сбор с привозимых товаров. Уже в 1805 г. таможенные доходы Феодосии составляли около 20 тысяч рублей. В апреле 1806 г. город на 25 лет был освобожден от податей. Вскоре последовало разрешение на получение в пользу города сборов с отпускаемый из Феодосии пшеницы и ячменя - основных продуктов экспорта. Покровительственные меры в отношении крымских портов должны были привлекать сюда торговцев и колонистов.
Лежа на пересечении торговых путей, город находился в центре товарно-денежных и информационных потоков этого региона, что давало в руки создаваемой здесь масонской организации огромные преимущества. Формируемое новое Градское общество, из людей, выдернутых из своих социумов и откровенных космополитов, было благодатным материалом для вкрапления в его сознание и образ жизни масонских идеалов.
Дальше следует череда событий, которые тоже можно посчитать загадками. Первым мастером стула, т.е. главой ложи стал масон очень высокой степени посвящении Гаперон (Грапперон) Жан Батист Эспри, больше известный как Иван Иванович.
Для начала несколько странно его появление в России, а затем в Крыму. Отпрыск довольно знатного рода, сын прокурора г. Орлеан, Граперон учился на медицинском факультете Парижской Академии (1791-1796), откуда был выпущен с дипломом доктора медицины и причислен к практикующему персоналу отделения инфекционных болезней в главном парижском госпитале Отель Дье. Как врач, Граперон приобрел хорошую репутацию еще на родине, более десяти лет являлся действительным и почетным членом нескольких обществ для поощрения и распространения медицинских, гальванических и клинических знаний.
В 1809 г., 38-летний, вполне состоявшийся врач по рекомендации императора Наполеона I Бонапарта и при содействии русского посла в Париже князя А. Б. Куракина был приглашен на русскую службу по 10-летнему контракту. В С.-Петербурге его диплом доктора медицины 1 класса был подтвержден «испытанием» 19 ноября 1809 г. в Медико-хирургической академии. 23 ноября 1809 г. врач был определен в Санкт-Петербургский артиллерийский госпиталь и жил в отеле «Лондон». Прослужив в госпитале всего полгода он 20 мая 1810 г. Граперон по прошению, т.е. сам выразил желание, перевелся в Крым и поселился в Феодосии.
Вот в этот период и начинаются странности, видимо в конце 1809 – нач. 1810 гг. И.И. Граперон был инсталлирован в масонскую ложу «Палестина» (совсем недавно начавшей «работы» 4 марта 1809 г.) в степени рыцаря Розы и Креста. 18-я степень Древнего и Принятого Шотландского Устава (ДПШУ) «Рыцарь Розы и Креста» , была крайне высокой, и несомненно, не менее высокие степени посвящения Граперон имел во Франции, замечательна тем, что посвящаемый произносит сакраментальную фразу: «До сих пор я шел к Солнцу и не нашел ответов на свои вопросы. Теперь я иду в обратную сторону». Эта фраза содержит два смысла. Во-первых, солнце символизирует у всех народов источник света и тепла, источник жизни, многими народами обожествляется; даже у христиан Бог часто сравнивается с солнцем (солнце правды). И вот путь к солнцу масону не дал ответа, он повернулся к нему спиной и пошел в другую сторону, к Сатурну… Т.е. сатанизм откровенный. Кроме того, большинство остальных «братьев» ложи в большинстве и не знали о степени посвящения их товарищей, начиная после 4-го градуса. В отличии от голубого масонства 1,2,3 степеней, 18-я степень принадлежит к «красному» масонству подразумевая необходимость постоянной войны с врагами ордена, допуск к занятиям мистическими знаниями и алхимией.
Вторая странность относится к назначению Ивана Ивановича в Крым, по собственному прошению. И.В. Тункина утверждает что он работал в военных госпиталях , но в Высочайших приказах о чинах военных с 1811 по 1820 г., где помещались все производства и перемещения офицеров и чиновников в Военном ведомстве его имя не упоминается. Э.Б. Петрова , упорно пишет, что он работал в Феодосийском Центральном карантине, начиная с 1812 г., но до 1822 г. когда его назначили Главным Медицинским Чиновником Феодосийского Центрального карантина , его в ежегодных списках чиновников ни по карантину, ни по Феодосийскому градоначальству нет. Так что это вопрос требует дополнительного изучения. Во всяком случае, Граперон в Феодосию действительно прибыл, поселился в городе и активно участвовал ближайшие годы борьбой с чумой, впервые обратив на себя внимание во время вспышки этой эпидемии в Феодосии и борьбы с ней в 1812-1813г .
Итак, 20 мая 1810г. Граперон Жан-Батист, сын Орлеанского прокурора и теперь русский военный медик назначается в Крым и «поселяется в г. Феодосия», Сюда же градоначальником 21 сентября 1810г. назначается статский советник Семён Михайлович Броневский . Последний, бывший Экспедитор (начальник) Департамента Азиатских дел Министерства Иностранных Дел, уже явно посвященный в некоторые масонские таинства, возможно или самим А.А. Жеребцовым, или М.М. Сперанским, давно уже превратившим МИД в один из крупнейших вербовочных центров в масонские организации. К слову сказать большинство последующих градоначальников Феодосии назначались из сотрудников МИД.
Здесь они застают не только активно строящийся город и стремитрельно растущее и богатеющее Градское общество, но и серьёзную группу новых российских подданных – бывших итальянских и французских купцов, давно создавших в Феодосии торговые конторы и имеющие похожие с Грапероном и Броневским интересы – древним таинствам и древностям Тавриды. Это негоцианты Галлера Анжело, Аморетти Дементий и Логорио Феликс и ряд других более мелких. Последние объединились в крупнейшую на Юго-востоке Черного моря торговую компанию, легализованную 1 января 1812 г. как Феодосийская страховая контора.
Броневский, застав уже более-менее налаженную его предшественниками, работу по строительству на развалинах старой Кефе, новой Феодосии нашел достаточно времени для своих «исторических занятий». Совместно со своими новыми знакомыми он не только знакомится с древностями древней Тавриды, но и активно собирает в посещаемых им районах наиболее примечательные экспонаты: античные и средневековые памятники, годные к транспортировке в Херсонесе-Таврическом, Балаклаве, Керчи, на Тамани, свозя их в Феодосию . По его же инициативе, при поддержке, занимающего должность бургомистра Феодосийского Градского самоуправления А. В. Галеры , открывает в 13 мая 1811 г. Феодосийский музеум древностей, первое подобное учреждение на Юге России .
Музей с 1811г. по 1862 г. помещался в отведенной для него довольно древней мусульманской мечети, определенной С.Г. Бочаровым, как Кишла-Джами. Располагалась она на Екатерининской улице . В 1871г. 4 июля здание было освобождено музеем и передано по Лютеранско-Евангелическую церковь.
Поближе узнав друг друга и види опираясь на многочисленные письменные и устные рекомендации братьев-масонов это сообщество становится костяком создаваемой в Феодосии ложи Иордан.
И.И. Граперон назначается учредителями Мастером стула, избирается С.М. Броневский Почетным мастером стула . Градусы посвящения Аморетти, Галлеры и Лагорио не известны. Но именно в связи с этим, они были явно не маленькими, кроме того. А.В. Галлера в 1817-1819гг. и.о. оратора ложи, а Ф. Лагорио в 1817-1821гг. был её главой - Мастером стула, а так же почетным членом лож «Эвксинского Понта» (г. Одесса) и Великой ложи «Астрея» (С-Петербург), а это уже само по себе говорит о многом. Брат Феликса Лагорио – Иосиф до 1818 – 1819 гг. являлся обрядоначальником ложи . Отличительным знаком ложи был принят золотой равносторонний прорезной треугольник, в середине коего серебряная вершина горы с водруженным на ней золотым крестом .
Остальная масса, О. А.Платонов определяет численность членов ложи 60 человек , называя имена 26 действительных её членов и 5 почетных, имела небольшие степени посвящения: 1 (ученик), 2 (подмастерье), 3 (мастер) – т.н. голубое (Св. Иоанна) масонство.
О реальной работе ложи известно крайне мало, если прямо сказать НИЧЕГО. Да есть некоторая информация, о системах, в которых в работала ложа, известно что за период с 1812 по 1822гг. в ней состояло около 60 человек, имена 31 из них установлены. Известны (в общих чертах) биографии и образ мыслей и действий большинства из этих людей, все остальное домыслы и предположения. Как не одиозно это звучит, масоны всегда умели хранить свои тайны. До сих пор уважаемые люди из системных, и не только, научных кругов и научных спецслужбы, только с усмешкой улыбаются при первом упоминании о масонах. Словом, как метко выразился Шарль Пьер Бодлер «Самая изощренная хитрость дьявола состоит в том, чтобы уверить вас, что его не существует».
С момента своего основания в 1812 г. ложа «Иордан Феодосии» работала по общемасонскому Древнему и Принятому Шотландскому Уставу (ДПШУ), в 1817-1818 гг. – по системе Великого Востока Франции (le rite Grand Orient de France), а в 1818-1819 гг. – по шведской системе (le rite Suedois) . Все они опирались на тот же ДПШУ. Работы велись на русском и французском языках. Ложа объединяла представителей французской колонии, а также «русских деятелей и артистов».
По данным А.И. Серкова ложа «вела работы» в доме Иосифа Руссено на Итальянской улице (с 1945 г. ул. Горького) , по данным озвученным П.И. Боссалини, а затем И. Левичевым, в доме позднее принадлежащем С. Хаджи, на перекрестке Турецкой (с 1926 г. ул. Желябова) и Виноградовской (совр. Мичурина) ул. В Феодосийском Музее Древностей, (в сотне метров от дома С. Хаджи) хранился архив ложи и какое-то время велись её работы.
«Смена систем» была связана со смещением «центров силы» в русском масонстве. С момента своего основания Ложа Иордан находилась в орбите «работ» Директориальной ложи «Владимира к порядку». Последняя во главе с И. В. Бёбером и связанные с ней ложи шведской системы были к 1812г. единственными легальными ложами признанными на территории Империи. В Санкт-Петербурге в Иванов день 1815 г. , на торжественной Ассамблее, русские вольные каменщики не смогли прийти к согласию и разделились на два лагеря, из-за чего Великая Директориальная Ложа «Владимира к Порядку» фактически прекратила свои работы. Шумный раскол среди братьев потребовал вмешательства со стороны властей. Правительством было постановлено считать прежнюю Великую Ложу упраздненной. Вместо нее разрешалось создать две новые Великие Ложи — друг от друга полностью независимые. Благодаря активному участию и инициативе Егора Эллизена - «человека высоких добродетелей, большой благотворительности, ума положительного, сторонника точной науки», как писала о нем историк русского масонства Тира Соколовская, - в 1815 году был учрежден союз из лож «Петра к Правде», «Палестины», «Изиды» и «Нептуна» названный «Астрея». Название «Астрея» - именование богини Золотого века и законности. После учреждения Ложи «Астрея» 30 августа 1815 г. на Востоке города Санкт-Петербурга, ее первым Великим Мастером стал граф Василий Мусин-Пушкин-Брюс. Именно к ней и примкнула ложа Иордан. Циркуляром от 30 сентября 1815 г. все европейские великие ложи были уведомлены об образовании на Востоке города Санкт-Петербурга Великой Ложи «Астрея». После разосланного уведомление Великая Ложа «Астрея» получила признание от Великого Востока Франции.
Для своих работ Великая ложа «Астрея» избрала шведскую систему, приняв, однако, за правило, что каждая из лож сама вправе выбирать себе любую из существовавших тогда в Европе масонских систем. Демократия, таким образом, в этом вопросе в мастерских Великой ложи «Астрея» была полная и несомненная.
Исследователь И.В. Тункина, видимо опираясь на какие-то неизвестные нам документы, говорит о распаде ложи начавшемся в конце 1816 г., в связи с отставкой С.М. Броневского 2 ноября. Хотя ложа просто сменила систему подчинения. Это в принципе и не удивительно для наших историков и краеведов лепящих из несчастного Семён Михайловича какого-то идола уже на протяжении 200 лет. И А.С. Пушкин его любил и масоны на руках носили и … он изобрёл, наверное велосипед, а злые недоброжелатели все велосипеды сломали и отдали изобретателя под суд, от чего он столь опечалился, что все изобретения прекратил.
Довольно странную деятельность вели члены ложи Лагорио Ф., Аморетти А.Д. и Галера А. В. Скасси Р.А. на северном Кавказе в 1811-1812 гг.
Журнал «Вокруг Света» утверждает «Одновременно действовали и французско-имперские агенты. В 1811 году в Крыму три итальянца, Феликс Лагорио (отец пейзажиста Льва Феликсовича Лагорио), Аморетти и Галлера, создали компанию для торговли с Мингрелией и Имеретией. Директор - Феликс Лагорио, неаполитанский консул, был давним шпионом Наполеона. Русский историк Н.Ф. Дубровин по этому поводу писал «… имея толпы эмигрантов, живших в России, многочисленных природных шпионов, император французов зорко следил за всем происходящим. Единственного, кого попытались привлечь к ответственности за военную контрабанду на Кавказе был Скасси Р.А . Но эта тема требует дальнейшего изучения.
Согласно Именному указу Е.И.В. Императора Александра Павловича от 1 августа 1822г. Министру Внутренних Дел графу В.П. Кочубею, ВСЕ тайные общества действующие в Империи, включая и масонские были запрещены. Мало того, при вступлении на службу, в том числе и по выборам, а так же находящиеся на службе чиновники обязаны были давать расписку о том, что в тайных обществах в Империи и заграничных не состоят, и впредь состоять не будут.
Людвиг Петрович Колли завершает очерк биографии И.И. Граперона публикацией оттиска печати ложи «Иордана» с изображением трёх крестов на горе из каменных глыб и надписью «du Iourdan a Theodosie» и словами «Говоря о Граппероне, мы считали бы нашу задачу биографа не вполне исполненной, если бы не прибавили, что он в Феодосии, и вероятно во всей Тавриде, стоял главою Феодосийской масонской ложи «Иордан», печать этой ложи хранится [на 1911г. выставлялась в еще Музее древностей .] в Феодосийском музее. (…) Нам помнится лет 20 тому назад мы видели, принадлежащие Грапперону отличительные атрибуты масонства: белый с красной каймою в фестонах передник, лопаточку каменщика, меч и треугольник. Эти последние указывают на высокую степень Грапперона в иерархии братства «Иордана». Этому последнему обстоятельству следует приписать неожиданное после смерти Грапперона прибытие в Феодосию одесского масона Табу [правильно Тетбу] де Мариньи, который, по словам дочери доктора, собрал и увез собою всю его переписку, много рукописей и документов». Заявление несколько странное, 20 лет назад, т.е. Колли эти атрибуты видел около 1885г., Тетбу де Мариньи вывозил архив после смерти Грапперона, после 1848г., а умер он в 1852г., т.е. вывезти описанные Колли вещи, т.е. треугольник, меч и т.д., явно не мог. Это несколько удивляет, так как Колли, в отличии от сменившего его, на должности директора музея, В.Д. Геймана был вполне адекватен. Или текст был написан, лишь бы отстали… мягко говоря. Известны, на сегодняшний день 2 экземпляра этого треугольника, один хранился в Румянцевском музее, второй в коллекции Отдела Металлов Государственного Исторического Музея , сейчас находится в Государственном музее Истории религии, коллекция Д.Г. Бурылина (инв. № А-1773/21-IV). Т.е. складывается любопытная картина: приезжает видный масон высокого уровня посвящения изымать архивы ложи Иордан и личные документы И.И. Грапперона. Вывозит документы, т.ч. принадлежащие музею древностей: карту Кафы составленную И.И. Граппероном с обозначением «красивых защитных стен, его многочисленных зданий и засохших фонтанов…» . Так же пропали монеты золотая Фракийского царя Лисимаха и серебряная Македонского царя Филиппа II, подаренные музею цесаревичем Николаем Павловичем в 1818г., вместе с другими монетами… . Полного списка мы пока не знаем. В то же время важнейшие символы Ложи, как то: 2 треугольника, меч, лопатку – символы ложи и неотъемлемую часть священных для каждого масона обрядов, полное облачение Мастера стула, печать ложи Тетбу де Мариньи просто оставляет в Феодосийском музее…?
Ряд исследователей истории Феодосии, в том числе наиболее авторитетный из них д.и.н. Петрова Э.Б. утверждает, что основную массу из них Тетбу де Мариньи передал в Одесское общество истории и древностей, «благодаря чему они не пропали», как будто в ООИД он сдавал их по описи, а в Феодосии по описи принимал. В 1874г. документы периода 1818-1848г. собрал секретарь ООИД Н.Н. Мурзакевич и ныне хранятся в фонде ООИД Института рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского (Ф.5. Д.1130–1185). Где, например, монеты подаренные музею цесаревичем Николаем Павловичем в 1818г.?
Многие исследователи сходятся во мнение, что царствование Александра I было «золотым веком» для масонов. Благодаря масонам на пост главнокомандующего во время Отечественной войны 1812 г. был, выдвинут один из братьев - Кутузов М.И, об этом пишет Соколовская Т.О.. Многие авторитетные современники и историки писали о, мягко говоря, служебном несоответствии, Кутузова.
Так или иначе, но с восшествием на престол Александра I масонство практически полностью выходит из «подполья», привлекает в ложи многих политических, общественных деятелей, государственных людей, ученых, писателей, эпоха гонений безвозвратно ушла в прошлое. Хотя по скрытая деятельность Ложи Иордан во главе с И.И. Грапероном продолжалась .
Имеются сведения о деятельности ложи розенкрейцеров также именуемой «Иордан» в Феодосии в 90-х годах XIX века, а в 1914-1916 гг., в Феодосии действует уже мастерская «Иордан», под патронажем ложи «Нарцисс» в Киеве (шотландского устава). Среди членов ложи, керчанин Терапиано Юрий Константинович.
Несомненно, идеи распространяемые «вольными каменщиками» в Феодосии, повлияли на воображение и предопределили судьбу Павла Дмитриевича Мазганы, одного из первых выпускников Феодосийского уездного училища.
Род Мазгана в России появился в 80х годах XVIII века, когда, во время Русско-турецкой войны, три дворянина греческой нации г. Лакедемона - Дмитрий Мазгана и два его брата Николай и Фёдор поступили добровольцами на Черноморский флот, действующий в Архипелаге.
В 1792-1794 годах подполковнику Дмитрию Мазгана, за доблестную службу в Императорской армии были пожалованы земли в Крыму, в том числе 1300 десятин в Феодосийском уезде, при деревнях Корчелах, Беш Беляв и Боташ . Сам он поселился с семьёй в Феодосии и был приписан к “Дворянам греческой нации Таврической губернии”. Вскоре Дмитрий Мазгана оставил армию и перешёл на гражданскую службу в чине коллежского советника. В самой Феодосии ему принадлежал каменный дом и семь торговых лавок.
В 1802 году у него в семье появился первый сын, его крестили в Греческой Введенской церкви именем Павел. Когда мальчику исполнилось 8 лет, его отдали учиться в городское приходское училище. В мае 1812 г. Павел блестяще сдал выпускные экзамены из высшего класса и в числе 15 наиболее способных учеников отобран в 1-й класс, только создаваемого, стараниями градоначальника Семёна Броневского, Феодосийского уездного училища.
Здесь он получил довольно обширное, для учебных заведений такого класса образование. Изучались немецкий, французский, турецкий и греческий языки, российская грамматика, всеобщая география, всеобщая и российская истории. В 1817 году Павел окончил учёбу, сдав экзамены и начал готовиться для поступления на военную службу, решив идти по стопам отца.
17 сентября 1818 г. он был зачислен в Пензенский пехотный полк, с присвоением чина подпрапорщика, в соответствии с полученным гражданским образованием. 12 сентября 1821г. Павлу был присвоен чин портупей-прапорщика, а ещё через два года - 17 июля 1823 был пожалован его первый офицерский чин - прапорщик. Примерно в это время скончался его отец Дмитрий Мазгана, и мать вышла замуж вторично за коллежского советника Рымаренкова (Рымаренко).