Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь основана в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию за скрепою Белёвских писцов Никиты Григорьевича Ржевского со «товарищи». В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя Белёвских дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с товарищами дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь». Кроме Жабынского городища, на котором воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию были отданы пахотные земли, луга для сенокоса и лесной бор. Но угодья эти во время запустения обители в XVII столетии отошли от монастыря. 
 
Пустынь расположена в пяти километрах от города Белёва, вниз по течению реки Оки, на правом берегу, на сравнительно ровном рельефе. Посетители второй половины XIX столетия отмечали её живописное расположение, мирный и уютный вид. Ограждённая белой стеной, с башенками по углам, со Святыми воротами с восточной стороны, она включала в себе сравнительно плотно стоящие друг к другу строения с четырьмя ухоженными храмами, с колокольней в центре, жилыми помещениями, прудом, садом, хозяйственными зданиями, часовнями, окружёнными большим количеством зелёных насаждений. 
 
Сейчас целостный, естественный облик обители остался в прошлом, Послереволюционные десятилетия изменили вид пустыни. Отдельные объёмы частично ветшающих, и частично восстанавливаемых храмов и жилых зданий не способствуют пока их полноценному художественному восприятию, требуют их более полноценного восстановления, вместе с необходимой для каждой пустыни или монастыря оградой. Планировочная структура ансамбля настолько сильно нарушена, что для восстановления некоторых его частей необходимо произвести археологические раскопки. 
 
В наши дни бывший центр композиции пустыни занимает стоящий без кровли и требующий первоочередной реставрации собор Введения. Слева от него, ближе к расположенной к востоку дороге, в недавнее время восстановлена тёплая Знаменская церковь, и вслед за ней заново отстроен жилой корпус. К югу от церкви, за пределами бывшей гостиницы, частично восстановлено, а частично достроено здание бывшей гостиницы. По другую сторону дороги хорошо сохранилась поздняя Макарьевская церковь, и к востоку от неё, наверху, восстановлена заново бывшая часовня над колодцем и купель. Основная же территория бывшей обители сейчас лишённая ограды, колокольни, архиерейского и келейного корпусов и других исторических сооружений, занята современными сараями со строительными материалам, захламлена мусором, стихийной растительностью. 
 
Окончательно сложившийся к концу XIX столетия комплекс зданий с главенствующими объёмами храмов и святынями внутри имел огромное духовное воздействие на население и свидетельствовал о давней истории пустыни, о многовековой намоленности этой земли. Как и во многих древних монастырях, а именно монастырь напоминали строения пустыни здесь не уцелели первоначальные деревянные храмовые здания, со временем заменённые на каменные. Но и монументальные здания позднего времени дошли далеко не в первоначальном виде. Больше всего пострадал выстроенный ещё в древнерусских традициях центральный Введенский собор 1708-1723 гг. Прочие сооружения в основном возводились в XIX столетии и на них хорошо прослеживаются изменения в архитектурных вкусах этого времени — это поздняя классика с сильным налётом псевдорусского стиля, эклектика. стихийной растительностью. 
 
По редким планам и описаниям ХVIII-ХIХ столетий всё же можно проследить эволюцию объёмно-пространственной структуры пустыни, её историческую планировку и застройку, определившую художественный облик удалённой, но по-своему выразительной и запоминающейся пустыни. Историко-архитектурные записки по каждому из важнейших архитектурных сооружений, необходимые для ведения реставрационных работ, будут представлены отдельными записками вслед за общими сведениями градостроительного характера. 
 
В своей истории пустынь не раз была разорена, бедствовала, превращалась в приходской храм. Была она на редкость малоимущей, с небогатым приходом, почти не имела земель. После литовского разорения восстанавливал её «преподобный отец Макарий Белёвский чудотворец», и хотя об этом времени мало что известно, но молва и деяния этого подвижника дали позже одно из названий пустыни. 
 
Следует заметить, что существование бедной пустыни в этих местах не только было связано с почитанием местных святынь и подвижников, но и с проходившей через неё дорогой, по которой проходили путники из зажиточного города Белёва, да постоялым дворам, в которых они останавливались, молясь и внося деньги на помин, во здравие и проч. Немаловажное значение для поддержания обители имел и колодец со святой водой, которую с надеждой и почтением употребляли паломники и пешеходы. 
 
Безбожная, разрушительная волна Революции не обошла стороной и Жабынский Монастырь. В 1919 году обитель еще существовала. Это видно из поданного настоятелем Жабынской пустыни архимандритом Макарием прошения Епископу Тульскому и Белевскому Иувеналию от 25 июня 1919 года. Настоятель просит архипастыря благословения на создание в пустыни артели с надеждой, что «тогда никто не имеет права нас беспокоить и могут возвратить пасеку (53 улья с пчелами и всем инвентарем)». (Информационное письмо, Тульский государственный архив). По сохранившимся данным, обитель просуществовала до 1922 года. 
 
В 30-х годах начался погром монастырских строений, сначала уничтожили постройки из деревянных конструкций – помещения подсобного хозяйства, а потом и каменные строения. Колхозные хозяйства, а также частные лица разбирали для своих потребностей каменную ограду, которой была огорожена обитель, затем были разобраны колокольня, двухэтажный братский корпус, двухэтажная церковь с архиерейским домом. Макариевский Собор был переоборудован в школу – интернат, а со Знаменской церкви были сняты купол со сводами и устроена в ней столовая. Оставшийся Свято – Введенский храм разрушился семидесятилетним запустением. В настоящее время идет его восстановление. 
 
В 1991 году по просьбе Его Высокопреосвященства Митрополита Тульского и Белевского Серапиона Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил открыть Свято–Введенскую Макариевскую Жабынскую пустынь и назначить в ней наместника строителя архимандрита Никона. С этого времени начали в пустыни проводиться восстановительные работы. Сначала временно отстроили Знаменскую Церковь для того, чтобы можно было регулярно совершать богослужения. Затем взялись за строительство на старом фундаменте двухэтажного братского корпуса. Также ведутся восстановительные работы и в Макариевском Соборе. Братский корпус и Макариевский Собор покрыты оцинкованным железом и на Соборе восстановлены семь куполов. Кроме того, отреставрирована двухэтажная гостиница с кельями и трапезной. Построены хозяйственные и подсобные помещения. 
 
Важнейшей вехой в восстановлении обители стало начало в 2008 году реставрации разрушенного и простоявшего с рухнувшими сводами более 50 лет Введенского собора. Проведена серьёзнейшая работа по укреплению сильно разрушенных внешних стен и оконных проёмов. В настоящее время приступили к восстановлению подпружных арок и сводов церкви. Возвращается всё на круги своя. 
 
Среди основных исторических вех развития пустыни необходимо отметить следующие. 
 
1.Разорение пустыни в 1615 году шайкам под предводительством пана Лисовского, кои «избили» братию Жабынской пустыни, а монастырь сожгли до основания. 
 
2.Возрождение пустыни преподобным Макарием. 
 
3.Запустение обители к концу XVII столетия. 
 
4.Возобновление игуменом Тихоном (1707-1722) вверенной ему обители и построение Свято Введенского соборного храма в 1708 году. 
 
5.Перенесение из села Озерска в обитель чудотворного образа Божьей Матери «Знамение». 
 
6.Во исполнение указа императора Петра I в 1724 году об упразднении малобратных монастырей Жабынская пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Указ Императрицы Екатерины I в 1727 году, который отменил прежний указ об упразднении малобратных монастырей, позволил монахам вернуться в свою обитель. 
 
7.Упразднение обители в 1764 году. 
 
8.Восстановление пустыни в 1776 году силами переведенных в нее настоятеля и братии из сгоревшего Шаровского монастыря. 
 
9.В 1812 году освящены отремонтированный Введенский соборный храм и новый, установленный в нем, трехярусный иконостас. 
 
10.Построение Знаменской церкви при игумене Венедикте в 1825 году. 
 
11.Освящение церкви нижнего и верхнего этажей при Архиерейском доме в 1848 – 1849 г г. 
 
12.Издание архимандритом Леонидом (Кавелиным) историко — статистического описания Жабынской обители в 1865 году. 
 
13.Постановление игуменом Ионою деревянной раки с иконой Преподобного Макария над предполагаемым местом покоя его святых мощей в 1879 году. 
 
14.Указ Священного Синода о восстановлении чествования преподобного Макария в 1888 году. 
 
15.Указ Священного Синода о возвращении пустыни наименования «Макариевской» в 1889 году. Освящение Макариевского Собора в 1895 году. 
 
16.Возрождение Жабынской пустыни с 1991 года при архимандрите Никоне.
 
 
Ссылки: