Об авторе.
Ольга Андреева – Народный мастер России по промыслу «Тульская городская игрушка», член Союза художников России. Её работы можно увидеть в музеях нашей страны и за рубежом. Среди них музей игрушки РАО Сергиев-Посад, музей игрушки города Санкт-Петербурга, музей игрушки города Чезуны (Италия), музей игрушки города Бадена (Швейцария).
На протяжении многих лет Ольга занимается педагогической деятельностью и исследованиями Тульской городской игрушки. Мастер разработала методическое пособие по лепке и росписи тульской городской игрушки, по которому учатся и взрослые, и дети.
Тульская городская игрушка - время и мода
Тульская городская игрушка – явление необычное и загадочное. Занимаясь её возрождением более 20 лет, я тщательно и очень вдумчиво изучаю все сведения, как в печатной литературе, так и в археологических находках, найденных на территории города Тулы.
Тульская игрушка удивительна. Она была не только игровой для детской забавы, как, например, свистульки (о них можно прочитать у Глеба Успенского в «Нравах Растеряевой улицы»), но гораздо чаще игрушка предназначалась для любования. Ставили ее и на комоды для украшения жилища, и в оконные проемы.
Среди искусствоведов существует мнение, что наша игрушка, как яркая звезда, вспыхнула во второй половине ХIХ века и молниеносно угасла в начале ХХ века. Однако среди археологов и искусствоведов нашего города существовало ранее и до сегодняшнего дня бытует мнение, что возраст игрушки гораздо старше. И это действительно так. Согласно последним раскопкам 2013 года на территории города, керамическое производство в Туле было развито уже в ХVI веке, сведения об этом можно получить из «Кратких итогов археологического изучения керамического промысла на территории г. Тулы» от 11 апреля 2014 г. опубликованных начальником Тульской археологической экспедиции к.и.н. Воронцовым А.М.
Летом 2013 года в Заречье, на пересечении улиц Луначарского и Герцена, началось строительство нового дома. Но прежде на это место пришли археологи. И вот ЧУДО! Они обнаружили на этом месте остатки гончарной мастерской, постройки которой относят к началу ХVIII века.
Статья, о найденных находках, будет опубликована археологом Иваном Простаковым в журнале «Археология Подмосковья» в 2017 году. Иван непосредственно занимался данным раскопом.
Мастерская артели состояла из 15 горнов, многие из которых были забиты изразцами, керамикой и игрушкой. Данная территория была поделена на участки, улочки, видимо, для отдельных семейных мастерских. Игрушки цельнолепленые, одетые в наряды по моде начала ХVIII века. Кроме фигурок людей были и фигурки животных – лося, гусей, кур, уток и голубей. Ранее на территории города были найдены игрушки в одежде, отражающей сословную принадлежность, отвечающую точно своему времени. (Статья Марии Воронцовой «Глиняные безделушки» в Тульском краеведческом альманахе, выпуск № 5, 2007 год, стр. 36 - 47).
Данные фотографии представляют реплики подлинных игрушек, найденных летом 2013 года при раскопке гончарной мастерской на пересечении улиц Герцена и Луначарского (район Заречья города Тулы).
_____________________________
_______________________________
Рисунки 1, 2, 3, 5 – женские фигурки, найденные при раскопе 2004 года на территории женского Успенского монастыря (площадь Ленина города Тулы). Рисунки сделаны с подлинников из запасников музея Куликово поле. 18 век.
Рисунок 4 - иллюстрация Ивана Билибина «Женщина в крестьянском костюме», на рис.5 представлена ее лепная копия.
Исходя из исследований, найденных артефактов, осмелюсь предположить, что Тульская игрушка, в отличие от своих многочисленных игрушек - собратьев (Филимоновской, Липецкой, Хлудневской, Вырковской и др.) не была статичной, а была ДИНАМИЧНОЙ, и изменялась со временем. Это выражалось в приёмах лепки. Будучи изначально цельнолепленной, впоследствии игрушка лепилась по элементам. Со временем меняется технология лепки.
Рисунок 6 – рисунок А. Бенуа Тульской городской игрушки из коллекции автора. Журнал «Аполлон» №1 1912 год.
Рисунок 7 – фигурка наездника раскоп 2004 года, территория бывшего Успенского женского монастыря (ныне площадь Ленина города Тулы), 18 век. Рисунки сделаны с подлинников из запасников музея Куликово поле.
На лице наездника (рис. 7) глазки сделаны путем оттиска трубочкой. На рис. 6 глаза нарисованы краской.
Рисунок 8
Более ранние экспонаты (конец ХVI – начало ХVII вв. были просты и условны в своём исполнении (рис.8). Они близки к архаичным, где костюм, как таковой, не читается. А вот по игрушке начала ХVIII века и до начала ХХ века, можно проследить, как одевались туляки (Рис. 1, 2, 3, 5, 6, 7)
Рисунок А Рисунок Б
На рисунке А можно видеть фигурку из раскопа в городе Туле 2013 года, которая полностью соответствует костюму солдат петровской эпохи.
Рисунок В Рисунок Г
На рисунке В представлен эскиз фигурки, найденный на территории Успенского монастыря города Тулы в 2004 году. Фигурка датируется концом XVIII началом XIX века, что является полным отражением костюма горожанки города Тулы, представленной на фото Г.
Рисунок Д Рисунок Е
Игрушка с фото Д точно копирует моду середины XIX века, которой следовали с большим удовольствием тульские горожане в XIX веке. Её платье менялось, и отражало моду своего времени.
Рисунок Д - Тульская городская игрушка из коллекции русского Музея г. Санкт–Петербурга.
Рисунок Е - модель женского платья конца XIX века.
Тульские «безделушки», так называли в народе глиняные игрушки, словно губки впитывали в себя историю, отражая время и моду.
Андреева Ольга Алексеевна,
Член СХ России,
Народный мастер России по Тульской городской игрушке.
Ноябрь 2013 год – Сентябрь 2016 год
Приложение
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 1 - Тульская городская игрушка из коллекции музея «Игрушки» города Сергеева Посада. Вторая половина XIX века.
Рисунок 2 - эскиз модели женского платья из журнала мод второй половины XIX
века.
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 3 - Тульская городская игрушка из коллекции музея «Игрушки» города Сергеева Посада. Вторая половина XIX века.
Рисунок 4 - фото кормилицы конец XIX века.
Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 5 - Тульская городская игрушка «Монахиня» из коллекции Русского музея города Санкт-Петербурга. Конец XIX века.
Рисунок 6 - фото монахини. Конец XIX века.
Рисунок 7 Рисунок 8
Рисунок 7 - Тульская городская игрушка «Наездник» из коллекции Русского музея города Санкт-Петербурга. Конец XIX века.
Рисунок 8 - костюм армейского драгуна Русской армии конца XIX века.