Легенда Малого театра из Ясногорского района
( К 170-летию со дня рождения Г.Н. Федотовой)
22 мая 1846 года в Орле родилась Гликерия Николаевна Федотова, одна из ведущих актрис Малого театра 2 половины XIX века, ученица И.В. Самарина и М. С. Щепкина, педагог и наставница К.С.Станиславского.
Особое место в творчестве Г.Н.Федотовой занимали героини А.Н.Островского. Многих их них актриса создавала вместе с автором, который считал её своей ученицей и каждый раз благословлял на первое исполнение ролей. Одним из самых ярких образов, созданных Г.Н.Федотовой, была Катерина из «Грозы». Эту роль актриса исполняла на протяжении 35 лет, начиная с 17-летнего возраста. Некоторые образы создавались драматургом специально для Федотовой.
Жизнь и творчество Г.Н. Федотовой на протяжении 30 лет были связаны с тульским краем, сельцом Фёдоровка Каширского уезда, которое по современному административному делению относится к МО Иваньковское Ясногорского района.
А начиналось все 170 лет назад. До шести лет маленькая Гликерия росла у дедушки, В.И. Покровского, чиновника одного из орловских присутственных мест. Его дом стоял на берегу Оки. Своих родителей девочка не помнила.
Жизнь Гликерии переменилась самым неожиданным образом после того, как в их доме вместе с мужем поселилась помещица Познякова, необыкновенно красивая, великолепно одетая дама с удивительно прекрасными глазами, казавшаяся существом из другого мира. Однажды Гликерия услышала, как дедушка сказал, обращаясь к этой роскошной даме: «Она сиротка, что из ее может здесь выйти!» А потом вдруг спросил у внучки: «Хочешь ехать в Москву?» — на что она, конечно, ответила утвердительно, хотя и представить тогда не могла, что эти слова определят всю её дальнейшую судьбу.
Появление прекрасной дамы в жизни шестилетней Гликерии было таким же неожиданным, как и ее исчезновение. Передав девочку на попечение своей дальней родственнице и дав ей свою фамилию, незнакомка больше не появлялась.
В 1856 году десятилетняя Гликерия Познякова оказалась в балетном классе Театрального училища. Уже в детстве проявилась цельность характера Луши. Если она чем-то увлекалась, то увлечение захватывало её всю.
Однажды воспитанницы театрального училища собирались встречать Новый год. Им кто-то сказал, что заветное желание непременно исполнится, если его тайком, чтобы никто не видел, написать на билетиках ровно в 12 часов, а затем эти билетики уничтожить или спрятать. Луша спрятала билетик со своим желанием за икону. Подруги подсмотрели и с бесцеремонностью раскрыли её тайну. На билетике было написано: «Дай мне Бог быть хорошей актрисой!»
В 13 лет Гликерия твердо решила перейти из балетного в давно привлекавший и манивший ее драматический класс.
С первых же дней занятий будущая актриса почувствовала, что наконец-то вышла на свою настоящую дорогу. Вскоре она стала появляться в маленьких ролях на сцене Малого театра, получив возможность наслаждаться игрой знаменитых артистов и слушать их замечания и наставления. Едва ли не впервые выйдя на сцену в настоящей роли, Гликерия оказалась рядом с Михаилом Семеновичем Щепкиным.
Другим ее учителем был Иван Васильевич Самарин. Он доверил своей ученице роль Верочки в пьесе П.Боборыкина «Ребенок», где сам выступал в качестве бенефицианта. Гликерия не подвела, ее неоднократно вызывали на поклоны, о ее дебюте писали как об одном из блистательнейших.
В 1863 году шестнадцатилетняя Гликерия Познякова вышла замуж за актера Малого театра Александра Федотова, снова проявив свой характер, так как все её отговаривали от этого шага.
В пору медового месяца Федотовой поступило из театра предложение, которое ее одновременно и обрадовало, и напугало. Приехавший на гастроли из Петербурга актер Павел Васильев решил взять для бенефиса «Грозу» А.Н.Островского, где сам исполнял роль Тихона, а на роль Катерины настоятельно просил назначить Федотову. По словам актрисы, её никто не спрашивал, может она или не может, хочет или не хочет играть эту роль, а просто велели выучить и привезли на репетицию... Впоследствии она больше всех других ролей любила Катерину и больше, и больше сживалась с этим дивным, трогательным образом. В последний раз актриса сыграла и простилась с бедной Катериной, в возрасте 52 лет.
В январе 1864 года, когда Федотовой не было ещё 18 лет, она родила сына Александра. Став женщиной и матерью, она увидела в образах изображаемых ею героинь многое, до того недоступное её взору.
К концу 60-х годов Гликерия Николаевна становится ведущей артисткой Малого театра, играет очень много в пьесах как классических, так и современных. Правда, ее активная сценическая жизнь прерывается на целых два года. В 1870-м Гликерию Николаевну настигает тяжелая болезнь, которая едва не приводит актрису к гибели. Затем Гликерия Николаевна пережила личную драму: увлекшись другой женщиной, из семьи ушёл её муж. Но преодолев все, в 1872 году Федотова возвращается на сцену.
Для творчества большого художника личная драма не может пройти бесследно. Пережитые артисткой страдания и горе, передуманное в бессонные ночи, — все переплавилось, озарилось внутренним светом, и отлилось в новые, более совершенные формы сценического искусства.
Ее все чаще привлекает более серьезный репертуар. Очень многое дает актрисе работа в спектаклях по произведениям А.Н.Островского. Федотова сыграла в 29 его пьесах, а некоторые роли, в частности Снегурочка и Василиса Мелентьева, были написаны специально для нее.
Федотова по праву главенствовала на сцене Малого театра в течение сорока лет, была в самой гуще театральной жизни. Строгая к себе, она была строга и к другим, от ее зоркого глаза ничто не могло ускользнуть, в театре она всех держала «в струне». Самой характерной чертой ее личности была прежде всего властность. Трудно было не подчиняться ей. Эта черта доминировала не только во всех ее жизненных взаимоотношениях, но и во всех ее артистических работах, на сцене, на репетициях, в самом характере ее творчества, во всех ее ролях, особенно в любимых ею, в которых она гастролировала.
После напряжённого театрального сезона, вместо того чтобы отдыхать, Федотова отправлялась на гастроли и брала на себя, таким образом, еще более тяжелую работу. Ее добросовестность не позволяла ей работать спустя рукава. Она везла с собой самые популярные, самые большие и трудные роли и за двух-трехнедельное пребывание на гастролях в том или ином городе умудрялась переиграть все самое значительное из своего многолетнего репертуара. К этому надо добавить ежедневные репетиции, а после спектакля в бессонные ночи непременное повторение роли к завтрашнему дню.
Репетиции эти были обязательны, так как Федотова ездила на гастроли большей частью одна или с двумя-тремя товарищами — московскими артистами, а все остальные исполнители набирались обыкновенно из числа местных актеров. Только под конец своей артистической деятельности Федотова стала выезжать с целой труппой.
Как рассказывал В. И. Немирович-Данченко, Федотова обладала «таким сильным престижем, что актер ночи не доспит, а уж выучит роль», если ему приходилось играть с ней.
Федотова режиссировала все спектакли, в которых участвовала в качестве гастролерши.
На гастроли она выезжала в течение тридцати трех лет. За это время она изъездила почти всю Россию. Гликерия Николаевна выступала на подмостках театров восьмидесяти одного (81!) города. Тринадцать раз она была в Туле.
В 1905 году жизнь актрисы сильно изменилась. Она потеряла возможность передвигаться самостоятельно. Её возили в кресле. После лечения на грязях близ Евпатории здоровье настолько поправилось, что по Москве прошел слух о ее возвращении на сцену.
Возвращение на сцену не состоялось, но зато Гликерия Николаевна, перебравшись в любимую Федоровку, словно вернулась в свое детство на берега Оки. Только теперь она смотрела на ее переменчивые воды уже не любопытными глазами девочки-сиротки, а глазами великой актрисы и мудрой женщины, познавшей немало печалей и немало радостей...
В 1879 году, уже будучи премьершей императорского Малого театра, кумиром театральной публики, известная всей России, Гликерия Николаевна Федотова приобрела эту небольшую усадьбу с величественным домом, чудесным парком и зеркальным прудом у жены генерала павловских времен Евдокии Андреевны Муравьевой. Актриса приезжала сюда на лето, а с 1905 по 1909 годы из-за тяжёлой болезни жила там постоянно, за исключением времени лечения на грязях в Крыму.
Гликерия Николаевна навсегда оказалась прикована к инвалидному креслу, но это не помешало ей оставаться бодрой духом и держать руку на пульсе театральной жизни России. Фёдоровка стала бурлящим центром, откуда актриса с пристальным вниманием и присущей ей энергией неустанно следила за судьбами русского театра. В Фёдоровку приезжали Мария Николаевна Ермолова, А.А.Яблочкина (ученица Гликерии Николаевны). Федотова поставила спектакль с участием крестьянских детей, который был показан на лугу у Фёдоровского пруда.
До полного выздоровления было еще далеко. А тут на больную Гликерию Николаевну обрушился тяжелый удар: 8 (21) февраля 1909 года умер ее единственный сын Александр Александрович Федотов, актер, режиссер и педагог Малого театра. Человек интеллигентный, образованный и неравнодушный ко всему, что происходит в театре, который был дорог ему с детских лет, он во всем поддерживал мать и всегда вставал на ее защиту.
«И все это теперь я покидаю», — печально говорила Гликерия Николаевна корреспонденту газеты «Русское слово». Окинув взором чудную аллею вековых лип, она продолжала: «Думала прожить здесь < в Фёдоровке> до конца своих дней, но смерть сына заставила изменить мои планы. Я переезжаю на этих днях в Москву».
Один из завсегдатаев Малого театра, журналист Н. Ежов, более четверти века из вечера в вечер видел Федотову на сцене, но лично не был с нею знаком. Узнав о ее болезни, он решил навестить свою любимую артистку. О прежней Федотовой напоминали только ее замечательно черно-карие глаза и знакомый певучий голос. Разговорились.
«Вы хотите узнать, какова была моя жизнь, частная жизнь артистки, неизвестная для публики? Увы, этой жизни... почти не было. Вас это удивляет? Да, это так... Минуя все грустное, интимное, скажу вам прямо, что сценические занятия отняли у меня все другое, чем дорожит каждый человек, всякая женщина. Моя профессия отдалила все личные интересы. Я дебютировала успешно, продолжала играть, может быть, и недурно, публика хорошо меня принимала, но вот он,— Гликерия Николаевна показала на мраморный бюст М. С. Щепкина, — этот мой бог, мой незабвенный учитель, сказал мне, молодой и обрадованной успехом: «Ты счастливо выступила, зрители тебя поощряют, но если ты вообразишь, что все кончено, и бросишь работать над собой и своим недюжинным дарованием,— я тебя буду бить палкой!» Мне стало ясно, что надо учиться, работать, взять себя в руки. Целые дни, вечера, нередко ночи напролет просиживала я над изучением роли. Приходилось читать бездну разных сочинений для того, чтобы уяснить себе ту или другую роль. Так в этой черной, невидимой для публики работе началась моя жизнь с юности, так она продолжалась и до сих пор. В молодые годы, позабыв все, я жила, как подвижница, зная одно: что нужно для театра жить и работать над собой. Я твердо помнила слова моего учителя и завет его совершила. Все для сцены, все для театра! Сценой были заняты все мои мысли, думы, соображения».
8 января 1912 году вся театральная Москва отмечала 50-летие сценической деятельности Г.Н.Федотовой. На афише Малого театра после семилетнего перерыва снова появилось красной строкой имя заслуженной артистки императорских театров Г. Н. Федотовой. Программа состояла из второго действия «Грозы», четвертого акта «Горя от ума» и второй картины хроники Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Федотова исполнила роль царицы Марфы.
Весь театр знал о том, что Гликерия Николаевна категорически возражала против устройства юбилея с ее участием. С присущей ей властностью она заявила: «Я больная старуха. Я разучилась играть. Я не смею, я не должна ступить шагу по сцене! Где мне теперь играть?» Уговорить Гликерию Николаевну взялась Ермолова.
Но никакой «старухи» на сцене не было. Голос звучал свежо, уверенно. Собственно Федотовой и не было на сцене. Зрители видели инокиню Марфу.
Когда началось чествование, Малый театр буквально дрожал от бури аплодисментов. Все встали со своих мест. Посреди сцены в кресле сидела юбилярша в белом платье. Тридцать депутаций пришли передать лавровые венки ветерану русской сцены.
Депутация МХТ театра передала юбилярше серебряный ларец художественной работы. На ларце была золотая доска с надписью: «Вдохновительнице первых шагов наших, горячему другу наших лучших побуждений, чудесной артистке с чувством беспредельной благодарности. Московский Художественный театр».
В 1924 году, одной из первых в нашей стране, Г.Н.Федотовой присвоено звание народной артистки республики, в том же году она удостоена звания Герой труда.
В 1925 году в газете «Известия ЦИК СССР» появилось траурное объявление, извещавшее от имени Малого театра о кончине 27 февраля в 1 час 25 минут Гликерии Николаевны Федотовой.
В день похорон огромная толпа народа заполнила площадь около Малого театра. На ее похороны собралась вся театральная Москва, которая и через двадцать лет после тоге, как Федотова ушла со сцены, продолжала чтить эту великую актрису Все значение этой артистки отразили слова Южина: «Имя и память Федотовой бессмертны, как русский театр».
----------------------------------------------------
Известно, что человек жив до тех пор, пока жива память о нём. Если говорить об актёре, то он продолжает жить в созданных им ролях. Героини Федотовой по-прежнему блистают на сценах современных театров.
Помнят Гликерию Николаевну и на ясногорской земле.
С 2013 года Ясногорский районный художественно-краеведческий музей совместно с органами местного самоуправления, Межрегиональным общественным движением «Ассоциация музейных работников», Тульским академическим театром драмы им. М. Горького, Федоровской основной общеобразовательной школой им. Виноградова, учреждениями культуры района реализует музейный проект «Маленькая Швейцария» Гликерии Федотовой», цель которого - привлечь внимание общественности к истории жизни и творчества актрисы, а также к усадьбе как к объекту культурного наследия.
В 2013 году под сенью величественных елей усадебного парка в Федоровке прошел театрализованный праздник, посвященный жизни и творчеству Г. Н. Федотовой. Это было пилотное мероприятие проекта.
Тогда, по единодушному мнению, было принято решение о том, что ежегодно, в конце мая, в усадьбе будет проходить фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Федотовская весна».
В мае 2014 года в усадьбе прошел I фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Федотовская весна-2014». По статусу он был районным, а по географии участников - межрегиональным. В усадьбе Федотовой выступило 5 коллективов из Московской и Тульской областей.
Театральный фестиваль «Федотовская весна» включен в областной календарь событийного туризма, получил высокую оценку не только в районе, но и в области.
С 2014 года Ясногорской детской школой искусств им. М.П. Мусоргского проводится конкурс чтецов и театральных миниатюр им. Г.Н. Федотовой. С 2016 года он получил статус областного. Традиции служения искусству Гликерии Федотовой продолжают жить на ясногорской земле.
Источники:
1. Фото из архива Ясногорского районного художественно-краеведческого музея, с официального сайта Малого театра и из книги Г. Гояна "Гликерия Федотова. Жизнь и творчество"
2. Группа ВКонтакте "Наш Ясногорск"
Автор статьи Татьяна Вотинцева