Поручик Ржевский — популярный в СССР, затем в России и других странах СНГ литературный, кинематографический, театральный и юмористический (фольклорный) вымышленный персонаж. Первоначально — герой пьесы в 2 частях Александра Гладкова «Давным-давно» (1940).
Все слышали про поручика Ржевского, знают анекдоты о нем и даже видели его в фильме «Гусарская баллада». Известно, что это вымышленный и очень популярный собирательный образ.
Но вот в недалеком 2010 году Венёвский краеведческий музей совместно с клубом краеведов «Веневский уезд» издал мемуары княгини Надежды Ржевской, второе название которых — «Поручик Ржевский».
Предполагается, что дядя княгини, подробно описанный в мемуарах, и был тем самым поручиком Ржевским – героем многочисленных анекдотов.
Но Сергей Семенович Ржевский, так звали дядю княгини, - личность намного более сложная, чем герой фривольных анекдотов, ставший символом пошлости и разгильдяйства.
Он был очень образованным, талантливым человеком, а все его выходки (которые часто попадали на страницы столичных газет) – лишь протест сложившимся устоям, всему тому, что было ему противно.
В мемуарах есть такие строки: «Тогдашние дворяне пили, играли в карты, содержали любовниц, и это было хорошо – так делали приличные люди, а Сергей Семенович не подрывал состояния картами, а кутил по-своему, и бабушку это приводило в отчаяние – это было не по-барски. Об его похождениях печатали в газетах и вся Москва хохотала.»
Вот один из случаев: «Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар».
В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели».
Идея написания книги витала в воздухе около года. Все началось с того, что мы нашли старинную рукопись, у которой не было ни начала, ни конца, она представляла собой жалкое зрелище – потрепанная стопка желтых листов бумаги, исписанных выцветшими чернилами. Но после ее изучения мы заинтересовались необычным текстом – это были мемуары, написанные княгиней Надеждой Ржевской примерно в конце XIX века. Но описывались в ней события не только об увиденных событиях, но и о тех, которые ей рассказала бабушка, причем достоверность фактов была проверена многими историками.
Долгое время рукопись ходила по рукам веневских жителей и никто не придавал ей особого значения. И лишь одна семья учителей увидела в этих мемуарах историческую ценность и решила передать ее в краеведческий музей, где она находилась около 30 лет. Историк Роман Клянин, который в то время работал в Веневском краеведческом музее, хотел издать рукопись, но сначала возникли финансовые проблемы, а затем он стал работать в Туле, и про рукопись все забыли. Но сейчас мы решили довести дело до конца.
Вообще, образ того самого поручика Ржевского впервые появился в пьесе «Давным-давно», а затем в фильме «Гусарская баллада», и лишь потом образ поручика стал настолько узнаваемым, что многие анекдоты про безымянных гусаров и военных стали теми самыми анекдотами про поручика Ржевского.
Историки сошлись во мнении, что в том периоде девятнадцатого века было много таких молодых солдат, которые славились своими проделками, постоянными заигрываниями с женщинами, чем вызывали недовольство общественности и своего начальства. Но один из прототипов Ржевского – дядя княгини Надежды Ржевской, в этом сомнений ни у кого не возникает. Но самое главное, Сергей Семенович Ржевский своими поступками выказывал неприятие действительности, это был своеобразный способ протеста.
Что самое удивительное, мемуары княгини написаны очень живым и понятным языком. Те истории, которые описывает Надежда Петровна, мало чем отличаются от современных детективов, по мнению историков, отмена крепостного права 150 лет назад и распад СССР в новейшей истории делают наши поколения очень похожими, и хитросплетения русской провинциальной жизни XIX века глазами женщины читаются на одном дыхании.
В будущем в Веневе появится и музей, посвященный легендарному поручику. Музейный салон поручика Ржевского объединит в себе театрализованные выступления, литературные постановки, интерактивные настольные игры «Фанты», шахматы, мастер-классы. В музее туристы познакомятся с рукописью Надежды Петровны Ржевской, тети поручика Ржевского. А в сувенирном магазине приобретут на счастье пуговицу с мундира Ржевского.
Источники: