Памятник защитникам Отечества и музей-бронепоезд «Туляк» открыты накануне 70-летнего юбилея Великой Победы на территории Московского вокзала в городе-герое. Участниками церемонии были пассажиры Поездов Памяти, которые прибыли в Тулу из Черни, Белёва и Узловой. 
 
Мемориал защитникам Тулы включает в себя бронзовый монумент высотой семь метров, прототип легендарного бронепоезда «Тульский рабочий» , базу бронепоезда с музейной экспозицией в смотровых вагонах (вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб) и образцы вооружения периода Второй мировой войны. 
 
Бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», получивший в просторечии название «Туляк», является одним из образцов советских бронепоездов первых месяцев войны. Идея создания бронепоезда появилась, когда 2-я немецкая танковая армия генерала Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. Крепость на колёсах была построена в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо. В строительстве бронепоезда принимал энергичное участие коллектив машиностроительного завода НКПС (ныне завод «Желдормаш»). 
 
27 октября 1941 года «Туляк» покинул ворота депо. Бронепоезд № 13 держал оборону станции Тула-1 и города от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Присады.  
 

История бронепоезда № 13 неразрывно связана с героической обороной Тулы. Осенью 1941 г., когда враг двигался на Москву, тульские железнодорожники создали бронепоезд, который стал поистине уникальным творением, подлинным венцом тульского рабочего мастерства. Все 45 дней героической обороны Тулы бронепоезд № 13 охранял подступы к родному городу.

 
В начале декабря 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника. В начале апреля 1942 года бронепоезд №13 был введён в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов, который был сформирован из двух бронепоездов - №2 «Тульский рабочий» и № 15 - и направлен на Южный фронт, где участвовал в боях под Харьковом. Бронепоезд закончил свой боевой путь в Тамбовской области.