Женское население на территории современной Тульской области занималось ткачеством с древнейших времен.
В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна, конопли и крапивы, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.
Ручное ткачество изучается археологами, этнографами, искусствоведами, технологами. Многие ученые обращались к этой теме, рассматривали особенности ткацких технологий и орудий труда, занимались изучением тканого орнамента, его значения и роли в системе культуры. На основании изучения традиционных техник, исследователями были выделены способы получения ткани, которые предшествовали ткачеству и дали толчок к его появлению и развитию.
Наиболее древние техники - витье и плетение, затем - «полутканье» и «примитивное тканье». Витье и плетение - способы получения ткани, в которых отсутствовали признаки ткачества. «Полутканьем» называется процесс, при котором отсутствовало чередование зева. Например, так называемое плетение, «на рогульке». В «примитивном тканье» присутствуют оба признака ткачества, однако, здесь работа осуществлялась без помощи ткацкого станка.
К «примитивному тканью» относят ткачество «на дощечках» и «на бердышке».
Техники витья, плетения, «полутканья» и «примитивного тканья» применялись, главным образом, для изготовления поясов. Пояс охранял наиболее уязвимую часть тела человека - живот. С поясом были связаны разнообразные ритуалы. Считалось, что пояс имеет чудодейственную магическую силу, на нем произносили заклинания и гадали. Он служил оберегом от нечистой силы, а так же использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека играл большую роль в свадебной церемонии. В христианской традиции венчания пояса сменили полотенца-ручники.
Эволюция ткацких станков способствовала развитию различных техник ручного ткачества. К одному из древнейших способов получения орнаментированной ткани относится так называемое «закладное» ткачество. Самой известной и колоритной иллюстрацией этой техники являются половички и дорожки, что по сей день можно встретить в деревнях. Сохранилось большое количество подлинников браного ткачества, которое отличается разнообразием орнаментов. Браными узорами в старину любили украшать полотенца, в которых обычно выделялась широка кайма. Такие нарядные полотенца служили для подарков и для украшения дома.
Большая роль в современном развитии промысла на территории Тульской области принадлежит народному мастеру РФ Зерновой Екатерине и творческому объединению «Одолень-трава», мастеру по народному костюму Супрун Галине, мастерам Тульского дома народного творчества Наталье и Алексею Ченцовым, а также ткачихам яснополянского отдела народного творчества. Современные мастера-ткачи провели огромную исследовательскую работу и освоили сложные техники ручного ткачества. Произведения современных тульских ткачих сочетают себе историческое наследие, красоту и функциональность.
Благодарим народного мастера РФ Зернову Екатерину за консультацию при написании статьи.