Тульская всечка - своеобразный промысел, развившийся в начале XVIII века, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву.
Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю. Процесс выполнения всечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла.
Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации.
Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской все элементы находятся вровень с поверхностью изделия, а у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие «бугорки». Возможно и комбинировать эти два вида. Подобное изделие — щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами — сейчас хранится в Историческом музее в Москве.
Изначально всечка использовалась для украшения оружия. Узоры копировали с французских и испанских ружей, но вскоре появилась своя, уникальная технология — тульская всечка. Помимо «проволочных» узоров стали применятся драгоценные камни и металлы. Декорировать начали практически все — огнестрельное, холодное оружие, а также предметы быта: расчески, шкатулки, медальоны, украшения и т.п.
В настоящее время техника всечки практически забыта. Тула осталась одним из немногих городом, где поддерживаются традиции этого искусства. Стараниями тульских мастеров, всечка стала цветной, в ход идет, можно сказать, все, что попадается под руку — металлы, различные породы дерева, камни. Сочетания используемых материалов придают рисунку уникальное великолепие. Стали использоваться новые для этого ремесла стили: модерн, авангард и барокко. Копируются картины, создаются уникальные оклады для икон.
Об искусстве всечки мало кто знает. По словам народного мастера, художника-инкрустатора Сергея Горбунова, тульские ремесла достаточно мало известны в России из-за малочисленности мастеров и небольшого количества изделий.