Богородицкая игрушка не получила такого развития, как известные филимоновская и тульская городская. Но, как и всюду, имела место быть, как были игрушки, каждая с индивидуальностью присущей только ей, в каждом населенном пункте, в каждой семье.
Почти 20 лет Потапов Виктор Иванович по старым записям старается восстановить, возродить утраченный промысел. Потапов В. И. дает возможность узнать, какой была богородицкая игрушка. Во всем её многообразии, что она собой представляет, как она развивалась во времени. Богородицкая игрушка имеет свои особенности. Это игрушка-свистулька; натуральный общий вид; ей присуща пластика движения; обжиг, воронение, покрытие воском. Если два персонажа, то и два свистка. Свист мог быть простым или мелодичным. Была ли игрушка расписной изначально, сложно сказать. Скорее всего, нет. Для маленьких детей игрушка покрывалась воском, становилась от этого приятной, мягкой, тёплой на ощупь. Но с годами мастера внесли роспись: ёлочки, кружочки, волнистые линии.
К 500-летию Куликовской битвы богородицкие мастера создали игрушку не похожую ни на одну другую и назвали ее «Поединок». Игрушка представляет из себя фигурки двух воинов, восседающих на своих боевых коньках лицом друг к другу - они символизируют бой между русским воином Пересветом и татаро-монгольским воином Челубеем. Но название свое игрушка получила из-за своего прямого назначение - в игрушку-свистульку должны одновременно дуть двое - своеобразный поединок «кто кого передудит».
С открытием в г. Богородицке женской и мужской гимназий игрушка получила дальнейшее развитие. Преподаватель гимназии Денисов Борис Никитич (обучал чистописанию и изобразительному искусству) дал богородицкой игрушке новый вид росписи – простой растительный орнамент с сохранением цветовой гаммы: красной, зелёной, жёлтой и белой. В зависимости от качества глины при обжиге получался разный фон: белый, красно-коричневый, бежевый.
Последний изготовитель игрушек - гончар Дмитрий Муратов (игрушки не расписывались, но «воронились» молоком).
В 60-е годы ХХ столетия гончарный промысел в Богородицке постепенно угасает. И об игрушке забыли.
Увлеченный краевед, знающий многое из истории не только Богородицкого края, Потапов Виктор Иванович вновь открывает мир богородицкой игрушки. Обращают на себя внимание игрушки-свистульки самодеятельного мастера. Талант художника позволяет Виктору Ивановичу вносить в работу авторское видение, доверяясь собственному чуть и вкусу, и в то же время сохранить традиции изготовления богородицкой глиняной игрушки. Мастер продолжает развивать игрушку новыми сюжетными идеями: сказочные персонажи, герои мифов и легенд. Каждая из них особенная, но традиционность не утрачивает.
Автор Ольга Вострикова.