25 октября 1872 года в «Тульских губернских ведомостях» было опубликовано объявление, приглашавшее детей от 3 до 7 лет с 1 ноября на Большую Дворянскую улицу в собственный дом Смидовичей.
Инициатором этой затеи выступила супруга известного в Туле врача Викентия Игнатьевича Смидовича — Елизавета Павловна.
В семье Смидовичей было своих восемь детей. Самый старший и впоследствии получивший большую известность — Викентий Викентьевий Смидович, публиковавшийся под псевдонимом Вересаев, был прилежным воспитанником маминого детского сада.
Детский сад по тому времени был совершеннейшей новинкой. Родоначальником детских садов был немецкий педагог и теоретик Ф. Фребель. Он считал, что дети должны расти и воспитываться без принуждения, как растения при заботливом уходе садовника. Отсюда и название этого учреждения - детский сад, а воспитателей - садовницы. Во многих странах стали создаваться Фребелевские общества, пропагандировавшие идеи детских садов, а при них курсы по подготовке руководительниц этих учреждений.
Первые Фребелевские курсы были созданы в России в 1871г. в Петербурге и Москве. Одной из первых выпускниц этих курсов в Москве стала Елизавета Павловна Смидович. На курсах давались сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии и педагогической практике, а также проводились практические занятия (лепка, рисование, пение, гимнастика). Кроме того, впоследствии, на протяжении многих лет Е.П. Смидович выписывала журнал «Семья и школа», где давались не только различные методические советы родителям и воспитателям, но и помещались небольшие рассказы для детей.
Для детского сада Елизавета Павловна отвела лучшие комнаты в своём доме - столовую, зал, гостиную. В зале, где стояло пианино, проводились подвижные игры (беготня, возня, песенки и разговоры во время игры), которые удовлетворяли потребности молодого организма в движении и в то же время способствовали развитию речи. Рядом (в бывшей гостиной) была оборудована «гимнастика», где занятия проводились в холодное время года (летом занимались на свежем воздухе). В третьей комнате располагалась «классная». Здесь могли проходить игры и занятия - рисование, вырезание из бумаги, плетение, лепка, счёт и чтение. Среди воспитанников детского сада были не только старшие дети Смидовичей, но и близких их родственников и знакомых.
Елизавета Павловна энергично и добросовестно старалась наладить работу детского сада, приобретала для него всё самое лучшее и дорогое. Прирождённый воспитатель, она все свои силы отдавала этому заведению.
Но «садовничество» Елизаветы Павловны Смидович продолжалось недолго. Через три года после начала работы ее «киндергартен» пришлось закрыть из-за недостатка денежных средств. Оно и понятно: ведь сад содержался на деньги, которые зарабатывал Викентий Игнатьевич, а в нем все для детей было бесплатным, включая обеды…
Так в России были заложены традиции семейных детских садов. И вряд ли кто станет отрицать, что несмотря на столь короткий срок существования, открытие детского сада Елизаветы Павловны Смидович имело большое значение для развития педагогической системы образования в нашей стране.