Сергей Николаевич Моргунов (1918, дер. Чернятинские Выселки Каширского уезда Тульской губернии – 1946), Герой Советского Союза


Мастер воздушной разведки



«Однажды, было это уже в период боев за Одер, по сигналу тревоги 4 самолета под командованием Моргунова вылетели на отражение 40 FW-190, летевших бомбить наш аэродром. Бой был жарким и трудным, но четверку возглавлял смелый испытанный воин, не знавший поражений. Группа сбила 5 «фоккеров», 2 из них сбил Моргунов. Все, кто с земли видел этот бой, восхищались смелыми действиями нашей четверки, и когда они приземлились, летчиков встретили бурными аплодисментами», – вспоминал однополчанин нашего земляка Герой Советского Союза Александр Ситковский, ставший после войны известным летчиком-испытателем.
Уничтожать сразу несколько вражеских самолетов за один день было для Моргунова делом вполне обычным. По словам Ситковского, Сергей Николаевич был одним из лучших летчиков в полку: «Он навязывал противнику воздушные бои, сбивал его или обращал в бегство. Успешно выполнял поставленные задачи и приводил машину на базу без повреждений. Сергей поражал врага с близких дистанций». Был случай, когда при выполнении задания по разведке Моргунов обнаружил немецкого корректировщика – мгновенно приблизившись, прошил его огнем из пушки и пулеметов. Продолжая полет, «увидел стоявший на земле транспортный самолет Ю-52. Прицелился – и после нескольких очередей зажег его».


Начало биографии этого сельского паренька типично для того времени: семилетка – фабрично-заводское училище – работа слесарем – учеба в аэроклубе – военная школа пилотов – служба. Первые два года Великой Отечественной Моргунов провел на Дальнем Востоке, был летчиком-инструктором – готовил молодых летунов. Первый боевый вылет совершил в апреле 1943 года на Кубани в районе станицы Крымской, где шли особенно жестокие воздушные схватки. Там, под Крымской, Сергей Николаевич и открыл свой боевой счет, свалив на Як-1 в одном бою два вражеских истребителя Ме-109. А всего в небе Кубани он сбил 13 вражеских самолетов.
Моргунов воевал на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, Белорусских фронтах, участвовал в освобождении Орла, Донбасса, Южной Украины, Крыма. Особенно отличился в период Белорусской наступательной операции. К сентябрю 1944 года командир эскадрильи истребительного авиаполка лейтенант Моргунов совершил 234 боевых вылета и провел 68 воздушных боев, лично сбив 22 самолета противника, отмечается в представлении летчика к званию Героя Советского Союза.


Наградные документы шли по инстанциям небыстро. Командир дивизии подписал их в начале октября, командир авиакорпуса – 13 декабря, командующий воздушной армии – 29 декабря, командующий фронтом – 17 января 1945 года, а присвоили Моргунову звание Героя Советского Союза уже после Победы, 15 мая. Получается больше восьми месяцев. Все это время Сергей Николаевич не выходил из боев, уничтожил еще 21 вражеский самолет и успел получить 2 ордена Красного Знамени. Вообще у него были 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны, многие боевые медали, а польское правительство за героизм при освобождении Польши наградило его орденом «Рыцарский крест». За войну Моргунов совершил 350 боевых вылетов и провел до 100 воздушных боев, в которых лично сбил 43 вражеских самолета, а также уничтожил при штурмовке 15 паровозов, 17 цистерн с горючим, 35 автомашин, значительное количество живой силы противника. И кто знает, не стал ли бы Сергей Николаевич дважды Героем Советского Союза, будь путь от представления до награждения высшим орденом СССР короче по времени…


Боевые товарищи называли Сергея Николаевича мастером воздушной разведки. «От воздушного разведчика требуется большое умение, настоящая выдержка, дерзость, основанная на трезвом расчете, бесстрашии и отваге. Такие качества имеются у лейтенанта С. Моргунова», – писала армейская газета. За войну он выполнил 76 разведывательных полетов – уникальный показатель для истребителя, и лишь однажды был ранен, да и то легко.


После Победы Сергей Николаевич еще некоторое время служил в Группе советских войск в Германии. «Командир эскадрильи капитан Моргунов внимательно следит за каждым летчиком, – рассказывала о нем военная газета. – Большинство из них вместе с ним отстаивали Родину в тяжелые дни войны, но уже есть молодежь. Однако опытный командир ко всем подходит с высокой требовательностью. «Самолет никому не прощает ошибок», - говорит он всегда. И недаром эскадрилья капитана Моргунова летает без происшествий и является одной из лучших в части».


Моргунов погиб во время учебно-тренировочного полета уже по возвращении на родину, в июле 1946 года. Предположительно авария произошла при освоении новой техники: реактивные машины давались трудно даже опытным летчикам, именно поэтому первые послевоенные годы отмечены большим количеством аварий – самолет, как говорил сам Сергей Николаевич, ошибок не прощает…


Пару лет назад телеканалы области обошло сообщение о том, что следопыты тульского центра «Искатель» с помощью местных музейщиков и педагогов обнаружили в глухом Никольском овраге на территории Ясногорского района обломки самолета Героя Советского Союза капитана Сергея Моргунова, разбившегося через год после награждения высшим орденом СССР. Свои находки поисковики передали в Ясногорский районный музей.


«Наша с Сергеем дочь Татьяна выросла достойным человеком, после окончания института трудилась старшим инженером на предприятии военно-промышленного комплекса, – писала вдова героя на страницах «Красной звезды» в мае 2008 года. – Внук военного летчика Моргунова, названный в честь деда Сергеем, стал кандидатом юридических наук, а его правнук Елисей учится в третьем классе и знает про прадеда – героя все».



Валерий РУДЕНКО


На снимке военных лет: Сергей Моргунов